Пантелеймоновский мост

549
Пантелеймоновский мост в Санкт-Петербурге

Фото Пантелеймоновского моста

Время: круглосуточно.

Адрес:

Пантелеймоновский мост - Санкт-Петербург, Пантелеймоновский мост

Станция метро:

Чернышевская, Гостиный Двор

Пантелеймоновский мост соединяет набережную реки Мойки с улицей Пестеля в центральном районе Санкт-Петербурга. Один съезд ведет к Летнему саду, другой – к Михайловскому замку. Мост назван в честь одноименной церкви Святого целителя Пантелеймона.

История строительства

В 1721 г. жители Петербурга переплывали через Фонтанку на лодочной переправе. Через пять лет берега реки соединил первый мост-акведук, предназначенный для подачи воды к фонтанам Летнего сада. Он был построен по проекту голландского мастера плотницкого дела Хармана ван Болоса.

Пантелеймоновский мост в Санкт-Петербурге

В 1749 г. на его месте отстроили новый мост по проекту Франческо Растрелли. Он был обильно украшен лепными декоративными элементами и составлял единый архитектурный ансамбль с соседним крытым мостом через реку Мойку. Мост прослужил почти 30 лет, но был разобран за ненадобностью после наводнения, разрушившего систему фонтанов в Летнем саду.

Первый мост, предназначенный для движения, построили в 1824 г. Его возвели, чтобы соединить Литейный проспект с Марсовым полем, и назвали Цепным из-за конструкции. Проект переправы разработал Вильгельм Треттер. Он также руководил строительством совместно с Военным инженером Василием Христиановичем.

Пантелеймоновский мост в Санкт-Петербурге

Береговые устои моста были сконструированы из плит гранита, оставшихся после разборки каналов вокруг Михайловского дворца. Чугунные и металлические элементы моста были изготовлены на заводе Чарльза Берда, инженера и бизнесмена. Все они проходили испытания на прочность и разрыв с помощью специальной машины. На въездах и в центральной части моста были установлены арочные порталы, через которые тянулись с одного берега на другой массивные несущие цепи. Цепи не только являлись опорами моста, но и разделяли направления транспортных потоков, а также отделяли тротуары от проезжей части. Концы их были надежно укреплены в каменной кладке береговых устоев. Длина переправы составляла 43 м, ширина – 10 м, высота порталов – 6 м.

Пантелеймоновский мост в Санкт-Петербурге

Элементы конструкции были богато отделаны в египетском стиле, особенно карниз и опоры. Присутствовали в декоре и черты русской классики: позолоченные розетки, львиные маски, в пасти которых уходили цепи, а также подвесные фонари.

Конструктивным недостатком моста была качка, когда по нему проходил транспорт или шли строем военные.

Пантелеймоновский мост в Санкт-Петербурге

В 1862 г. был проведен капитальный ремонт конструкции: заменены подвесные элементы и балки пола, вместо чугунных перил установлена металлическая решетка. В 1890 г. власти города приняли решение о перестройке моста из-за возросшей транспортной нагрузки. В 1900 г. был составлен и одобрен соответствующий проект, но после крушения Египетской переправы строительство отменили, и Цепной мост демонтировали. Уменьшенная модель конструкции сохранилась в Музее железнодорожного транспорта России.

Пантелеймоновский мост в Санкт-Петербурге

В 1906 г. строители соорудили на месте Цепной переправы временную деревянную и начали возведение нового моста. Первоначальный проект составили Григорий Кривошеин и Владимир Апышков, но Академия Художеств не утвердила конструкцию, и работу продолжил польский инженер Андрей Пшеницкий. В 1908 г. однопролетный арочный мост, названный Пантелеймоновским, был достроен, и состоялось торжественное открытие. Несмотря на то, что по проезжей части было разрешено движение транспорта, первое время по бокам переправы стояли деревянные ограждения, пока Академия Художеств не одобрила новые металлические. Декоративные элементы в стиле ампир разработал Лев Ильин в 1914 г.

Пантелеймоновский мост в Санкт-Петербурге

В 1925 г. переправу назвали мостом Пестеля к дате 100-летнего юбилея со дня восстания декабристов. В 1957 г. была проведена реставрация декоративных элементов и восстановлены осветительные сооружения. В 1991 г. мосту вернули прежнее имя – Пантелеймоновский, а через три года установили неподалеку памятник Чижику-Пыжику, который, как известно, «на Фонтанке водку пил». Последний капитальные ремонт конструкции был проведен в 2002 г.

Конструкция моста

Пантелеймоновский мост представляет собой однопролетную конструкцию в виде арки, поддерживающей элементы проезжей части, покрытой асфальтобетоном. Береговые устои выполнены из железобетона и облицованы плитами гранита, на въездах установлены гранитные пьедесталы с фонарями. Тротуары отделяет от проезжей части поребрик, а перила выполнены из чугуна. На них монтированы декоративные элементы военной тематики: секиры, щиты, пики.

Пантелеймоновский мост в Санкт-Петербурге

Восьмигранные фонари закреплены на торшерах в виде пик, увенчанных фигурками двуглавых орлов. В оформлении моста использованы позолоченные элементы – решетки, сферические поверхности, фигурки. Длина переправы – 43 м, ширина – 23 м.

Пантелеймоновский мост в Санкт-Петербурге

Пантелеймоновский мост в Санкт-Петербурге

Мост входит в список объектов культурного наследия страны. Оценить его архитектуру можно, заказав водную экскурсию по Фонтанке или самостоятельно приехав на метро. Ближайшие станции – «Чернышевская» и «Гостиный Двор».

Видеоролик про Пантелеймоновский мост:

Как добраться:

[yandexMap name="Пантелеймоновский мост" description="Санкт-Петербург, Пантелеймоновский мост"]Санкт-Петербург, Пантелеймоновский мост[/yandexMap]

Отзывы

Оставить свой отзыв

Последние комментарии

Мы в соц. сетях