Иоанновский мост — самое первое и старейшее мостовое сооружение Санкт-Петербурга, история которого началась вместе с рождением самого города.
История
Переправу у Меньшикова бастиона построили к маю 1703 г. с целью транспортировки земли для закладки Петропавловской крепости – первого мощного форпоста новорожденного града Петра. В те времена переправа через Кронверкскую протоку соединяла Городовой остров (сегодня – Петроградский) с Заячьим.
Ненадежный наплавной мост, в те времена носивший имя Красный, опирался на деревянные барки, качавшиеся на волнах и скребущие друг друга бортами, и имел два разводных пролета. По задумке строителей такая конструкция имела свои преимущества для военной ситуации — при вероятном наступлении противника деревянное сооружение можно было легко поджечь и остановить врага.
На карте молодого Петербурга мост, который наводили только летом, был обозначен уже в 1705 г., а к середине 1706 г. возвели устойчивое свайное сооружение с настилом из досок, где была выделена полоса и для проезда телег, и для пешеходов. К 1730 г. мост стали называть Петровым (или Петровским).
В 1738 г. в Петропавловской крепости был построен Иоанновский равелин, названный в память о брате Петра I и в честь правящей царицы Анны Иоанновны – племянницы государя. Необходимость в дополнительных укреплениях отпала, и свайную конструкцию перестроили в многопролетный мост с центральным разводным крылом.
Часть конструкций – береговые пролеты и дамбы — выложили из камня в форме арок, дошедших до нас в неизменном виде. Средние пролеты, поднятые над руслом пролива, остались деревянными и впоследствии неоднократно перестраивались. Ось сооружения была ориентирована на Иоанновские ворота равелина, построенные к 1740 г. по проекту талантливого военного инженера-гидротехника графа Бурхарда К. фон Миниха.
К концу 1760-х гг. поверхность проезжей части Петровского моста выложили в виде булыжной мостовой, исключая разводной пролет. К 1887 г., учитывая, что мост ведет прямо к Иоанновским воротам равелина, ему присвоили окончательное имя – Иоанновский.
В течение следующих десятилетий, мост неоднократно обновляли, в результате чего сквозные арочные пролеты на берегу заложили камнем, реставрировали перила и плафоны фонарей, но серьезным конструктивным изменениям до середины XX века сооружение не подвергалось.
Во время капитального ремонта 1951 – 1953 гг., который провели по проекту инженеров П.В. Баженова и П.П. Степанова и завершили к 250-летнему юбилею Петербурга, средние пролеты, ранее выполненные из деревянных балок, реконструировали в металле. Исторический вид настила сохранили, оставив его деревянным.
Благодаря работе архитекторов-реставраторов А.Л. Ротача и Н.Н. Белехова оформление переправы также было изменено. Мост осветили фонари, повторявшие дизайн светильников старого Суворовского моста, а узор новой решетки ограждения во многом совпадал с оформлением старинных ограждений на набережных Кронверкского пролива с витыми растительными орнаментами. Обелиски с касками выполнены по образцам начала XIX века, созданным для Троицкого моста.
Иоановский мост в наше время
В ходе реставрационного ремонта Иоанновского моста 2001 – 2003 гг. была проведена замена мостового полотна, облицовочного покрытия аркад и оснований, усилен свод сооружения, укреплена кладка, проведена гидроизоляционная обработка открытого свода составами с долговременной защитой известняковой кладки от воздействия влаги.
Во время работ по реставрации восстановили узор чугунной решетки, на торшерных фонарях вновь появились позолоченные изображения двуглавых орлов над копьями,
Длина части моста над руслом – 74,6 м, полная длина с учетом арок над береговой частью – 152 м, ширина – 10 м.
В мае 2003 г. на свае у моста появилась полуметровая фигурка Зайчика. Создатель бронзового зверька – скульптор Владимир Петровичев — посвятил ее мирному обитателю древнего Заячьего острова. По легенде, восходящей к временам строительства Петербурга, ушастый спасся от наводнения, спрятавшись в сапоге Петра Великого.
Поскольку хроники сообщают, что император лично спасал солдат во время весенних наводнений, стоя по пояс в ледяной воде, легенда приобрела особый смысл. А Зайчик Иоанновского моста стал талисманом, который туристы каждый день осыпают монетками — на счастье.
Чтобы найти Иоанновский мост, нужно доехать до станции метро «Горьковская», а после выхода в город повернуть и идти в обратном направлении через Александровский парк около 7 минут.
Как добраться:
[yandexMap name="Иоанновский мост" description="Санкт-Петербург, Иоанновский мост"]Санкт-Петербург, Иоанновский мост[/yandexMap]