Мост Белинского

364
Мост Белинского

Фото Моста Белинского

  • Время: круглосуточно

Мост Белинского в Санкт-Петербурге – это трехпролетный неразводной мост, перекинутый через Фонтанку, который соединяет Безымянный и Спасский остров. Мост связывает улицу Белинского, ведущую к Литейному проспекту, и одноименную площадь, где расположен знаменитый Цирк на Фонтанке (старинный Цирк Чинизелли).

Современное имя мост приобрел в октябре 1923 г., увековечив память блистательного русского публициста и критика Виссариона Белинского, который в разное время проживал в домах 17 и 40 по набережной Фонтанки.

Виссарион Белинский в честь него назван мост Белиский

Исторические факты

Строительство первой переправы на этом месте в 1731 – 1733 гг. совпало с возведением по соседству каменного православного Храма святых Симеона и Анны, в честь которого и назвали мост - Симеоновский.

В те времена мост состоял из деревянных конструкций на береговых сваях и наплавной центральной части, для которой использовали три барки. При ледоходе наплавная часть была разрушена, и тогда переправу дополнили новыми сваями, забитыми в грунт в речном русле. Поверху проложили постоянное мостовое перекрытие, возвышавшееся над водной гладью так, чтобы под ним могли проходить небольшие суда.

Мост Белинского

К 1736 г. инженеры Герман ван Болес и архитектор М.Г. Земцов разработали проект по перестройке моста. Надводный пролет был расширен и переделан так, чтобы он не мешал прохождению парусников – «вновь сделать…средину с мачтовым проходом шире». Так на берегу Фонтанной реки появилась новая версия переправы — с центральным мачтовым проемом, который закрывался прочным щитовым покрытием для передвижения телег и пешеходов, а при прохождении парусного судна – сдвигался. Деревянные конструкции декорировали с имитацией каменных арочных пролетов.

Мост Белинского

Но уже через 4 года по оценке, проведенной Канцелярией от строений, потребовалась реконструкция Симеоновской переправы по причине ее ветхости и несоответствия внешнего вида сооружения Летнему дворцу Елизаветы, находившегося поблизости. Решено было «побить круглые сваи… обшить досками и раскрасить пристойными красками. Наслать барочные доски…с тумбами и на них точеные вазы поставить...».

Мост Белинского

Реконструкция 1785 г. по проекту, созданному Жаном Перроне, привела к тому, что сооружение было перестроено в кирпиче по типу уже имеющихся семи мостов через Фонтанку. В ходе строительства мост стал трехпролетным с деревянной подъемной частью посередине. Опоры выложили из камня и облицевали гранитом. На быках моста возвели гранитные башни, где смонтировали подъемные механизмы для центрального разводного пролета, оставшегося деревянным. Протяженность моста достигла 56 м при ширине в 19 м.

Мост Белинского

В 1859 г. в ходе очередной перестройки сооружения, деревянные конструкции разводного пролета заменили кирпичными сводами, фасадные арки оформили гранитной облицовкой, башни снесли. Симеоновский мост приобрел облик, близкий к современному, оставшись единственным из перестроенных мостов, соединяющих берега Фонтанки, который сохранил исторические контуры пролетов.

Для прокладки линии конки, в 1890 г. под руководством Общества конно-железных дорог проезжую часть расширили, вынеся тротуары на металлические балки по обеим сторонам основной конструкции. Балки крепились на консольных кронштейнах чугунного литья, которые были установлены на быках и удерживались мощными поперечными тягами, спрятанными под проезжей частью. На мостовых опорах устроили конусовидные ледорезы из гранита. Парапеты украсила кованая решетка с лаконичным орнаментом, выполненная по эскизам А.И. Кракау.

Ограда Белинского моста

Век XX и XXI

В 1908 г. по мосту проехал первый трамвай, а в первый день 1918 года именно здесь враги молодой Страны Советов обстреляли машину Ленина во время его возвращения в Смольный.

В 1988 г. предприняли попытку возвратить сооружению утраченный старинный облик, но из-за финансовых проблем проект реализовать не сумели.

Год 1999 ознаменовался серьезными реставрационными работами, в результате которых произвели:

  • замену несущих конструкций тротуаров за счет монтажа облегченных консолей;
  • переустройство трамвайных путей по бесшпальной схеме;
  • инъекционную гидроизоляцию пролетов;
  • замену мостовых коммуникационных сетей;
  • реконструкцию парапетов, гранитной облицовки, бордюра.

Сегодня проезжая часть моста Белинского состоит из 4 полос для движения трамваев и автомобилей. Тротуары для пешеходов отделены парапетом из гранита.

Мост Белинского

В 2003 г. мост преобразился благодаря устройству художественно-декоративного освещения. Высокотехнологичные светильники по вечерам подсвечивают старинный мост, наделяя его чудесной аурой.

Мост Белинского

Чтобы увидеть мост Белинского, нужно проехать от станции метро «Гостиный двор» на автобусе 49 или 212 в сторону Инженерной улицы, или на «маршрутке» К107, 289, выйдя на остановке «Цирк».

Как добраться:

[yandexMap name="Мост Белинского" description="Санкт-Петербург, Россия"]Санкт-Петербург, ул. Белинского, 1[/yandexMap]

Отзывы

Оставить свой отзыв