Мост Белинского в Санкт-Петербурге – это трехпролетный неразводной мост, перекинутый через Фонтанку, который соединяет Безымянный и Спасский остров. Мост связывает улицу Белинского, ведущую к Литейному проспекту, и одноименную площадь, где расположен знаменитый Цирк на Фонтанке (старинный Цирк Чинизелли).
Современное имя мост приобрел в октябре 1923 г., увековечив память блистательного русского публициста и критика Виссариона Белинского, который в разное время проживал в домах 17 и 40 по набережной Фонтанки.
Исторические факты
Строительство первой переправы на этом месте в 1731 – 1733 гг. совпало с возведением по соседству каменного православного Храма святых Симеона и Анны, в честь которого и назвали мост - Симеоновский.
В те времена мост состоял из деревянных конструкций на береговых сваях и наплавной центральной части, для которой использовали три барки. При ледоходе наплавная часть была разрушена, и тогда переправу дополнили новыми сваями, забитыми в грунт в речном русле. Поверху проложили постоянное мостовое перекрытие, возвышавшееся над водной гладью так, чтобы под ним могли проходить небольшие суда.
К 1736 г. инженеры Герман ван Болес и архитектор М.Г. Земцов разработали проект по перестройке моста. Надводный пролет был расширен и переделан так, чтобы он не мешал прохождению парусников – «вновь сделать…средину с мачтовым проходом шире». Так на берегу Фонтанной реки появилась новая версия переправы — с центральным мачтовым проемом, который закрывался прочным щитовым покрытием для передвижения телег и пешеходов, а при прохождении парусного судна – сдвигался. Деревянные конструкции декорировали с имитацией каменных арочных пролетов.
Но уже через 4 года по оценке, проведенной Канцелярией от строений, потребовалась реконструкция Симеоновской переправы по причине ее ветхости и несоответствия внешнего вида сооружения Летнему дворцу Елизаветы, находившегося поблизости. Решено было «побить круглые сваи… обшить досками и раскрасить пристойными красками. Наслать барочные доски…с тумбами и на них точеные вазы поставить...».
Реконструкция 1785 г. по проекту, созданному Жаном Перроне, привела к тому, что сооружение было перестроено в кирпиче по типу уже имеющихся семи мостов через Фонтанку. В ходе строительства мост стал трехпролетным с деревянной подъемной частью посередине. Опоры выложили из камня и облицевали гранитом. На быках моста возвели гранитные башни, где смонтировали подъемные механизмы для центрального разводного пролета, оставшегося деревянным. Протяженность моста достигла 56 м при ширине в 19 м.
В 1859 г. в ходе очередной перестройки сооружения, деревянные конструкции разводного пролета заменили кирпичными сводами, фасадные арки оформили гранитной облицовкой, башни снесли. Симеоновский мост приобрел облик, близкий к современному, оставшись единственным из перестроенных мостов, соединяющих берега Фонтанки, который сохранил исторические контуры пролетов.
Для прокладки линии конки, в 1890 г. под руководством Общества конно-железных дорог проезжую часть расширили, вынеся тротуары на металлические балки по обеим сторонам основной конструкции. Балки крепились на консольных кронштейнах чугунного литья, которые были установлены на быках и удерживались мощными поперечными тягами, спрятанными под проезжей частью. На мостовых опорах устроили конусовидные ледорезы из гранита. Парапеты украсила кованая решетка с лаконичным орнаментом, выполненная по эскизам А.И. Кракау.
Век XX и XXI
В 1908 г. по мосту проехал первый трамвай, а в первый день 1918 года именно здесь враги молодой Страны Советов обстреляли машину Ленина во время его возвращения в Смольный.
В 1988 г. предприняли попытку возвратить сооружению утраченный старинный облик, но из-за финансовых проблем проект реализовать не сумели.
Год 1999 ознаменовался серьезными реставрационными работами, в результате которых произвели:
- замену несущих конструкций тротуаров за счет монтажа облегченных консолей;
- переустройство трамвайных путей по бесшпальной схеме;
- инъекционную гидроизоляцию пролетов;
- замену мостовых коммуникационных сетей;
- реконструкцию парапетов, гранитной облицовки, бордюра.
Сегодня проезжая часть моста Белинского состоит из 4 полос для движения трамваев и автомобилей. Тротуары для пешеходов отделены парапетом из гранита.
В 2003 г. мост преобразился благодаря устройству художественно-декоративного освещения. Высокотехнологичные светильники по вечерам подсвечивают старинный мост, наделяя его чудесной аурой.
Чтобы увидеть мост Белинского, нужно проехать от станции метро «Гостиный двор» на автобусе 49 или 212 в сторону Инженерной улицы, или на «маршрутке» К107, 289, выйдя на остановке «Цирк».
Как добраться:
[yandexMap name="Мост Белинского" description="Санкт-Петербург, Россия"]Санкт-Петербург, ул. Белинского, 1[/yandexMap]