Финляндский железнодорожный мост

1288
Финляндский железнодорожный мост

Фото Финляндского железнодорожного моста

Время: разводка с 02:20 до 05:30.

Стоимость: бесплатно.

Адрес:

Финляндский железнодорожный мост - Санкт-Петербург, проспект Обуховской Обороны, 20

Станция метро:

Новочеркасская

Финляндский железнодорожный мост в Санкт-Петербурге предназначен для движения поездов через Неву. Он представлен двумя ветками железнодорожных путей – по одной составы едут к востоку, в сторону Ладожского вокзала, а по другой – к западу, в сторону Москвы.  Пешеходное движение по мосту разрешено только при наличии спецпропуска.

Финляндский железнодорожный мост

История строительства

Финляндский мост строился в два этапа – первый начался в 1910-12 гг., когда по проекту Григория Кривошеина и Владимира Апышкова над Невой был возведен однопутный железнодорожный мост с возможностью пешеходного движения. Он состоял из четырех статичных пролетов и одного разводного, раскрывавшегося на две стороны. Длина моста составляла 1139 м вместе с подъездными эстакадами.

Финляндский железнодорожный мост

Конструктивно мост напоминал Большеохтинский в Петербурге и Рижский, выстроенный через Западную Двину. Пролеты были выполнены в виде арок с возможностью движения по низу, а для съезда на левый берег Невы, который не представлялось возможным укрепить, была оборудована многоступенчатая эстакада, построенная в 1911 г. по проекту компании «Христиани» из Дании. За постройку эстакады отвечал Григорий Передерий, который впоследствии составил учебник по мостостроению на основе реализованного проекта.

Финляндский железнодорожный мост

В 1913 г. мост планировали назвать в честь императора Александра I – об этом свидетельствует табличка на въезде со стороны пр. Обуховской обороны. На ней сохранились остатки надписи и изображения герба Российской Империи. По неизвестным причинам название не прижилось, и мост стали называть Новым, а через некоторое время – Финляндским, в честь Финляндского княжества, входившего в состав Российской Империи. Именно на средства княжества была выстроена железнодорожная переправа.

Финляндский железнодорожный мост

Пешеходное движение по мосту закрыли перед Первой Мировой войной из-за угрозы терактов. Специальные пропуска выдавались только сотрудникам крупных предприятий, которые жили на одном берегу Невы, а работали на другом.

Финляндский железнодорожный мост

В советское время мост был признан стратегически важным объектом, соединявшим не только городские предприятия, но и Финляндскую железную дорогу с остальными транспортными путями страны.

Финляндский железнодорожный мост

В 1980 г. возник вопрос о ремонте Финляндского моста – он не справлялся с нагрузкой из-за большого потока грузовых поездов, а устаревший подъемный механизм разводного пролета не мог обеспечить быстрое разведение крыльев. На пропуск одного судна уходило до трех часов. Но последующие три года ремонт откладывали из-за отсутствия средств.

Второй этап строительства начался в 1983 г., когда судно-рефрижератор «Комсомолец Татарии», перевозившее на борту тонны мелкой рыбки ряпушки, врезалось в опору моста и, пройдя 500 метров, затонуло от полученной пробоины. Поврежденная опора простимулировала советские власти на ремонт переправы – ее закрыли на реконструкцию. К разработке проекта был привлечен инженер О. Русин, задумавший расширение опор с низовой стороны Невы и постройку нового однопутного моста рядом с предыдущим. По конструкции новый мост повторял первый, но выполнен он был из упрочненной стали с помощью сварки, а разводной пролет стал однокрылым.

Финляндский железнодорожный мост

В 1988 г. старую переправу полностью закрыли для движения из-за обширных повреждений коррозией. Поскольку рядом работал новый мост, ремонтные работы на старом затянулись. В 1994 г. строители демонтировали разводной пролет и смонтировали новый с вертикальной системой подъема. То есть, он не раскрывался под углом к реке, а просто поднимался вверх. На разведение стало уходить не более 3 минут. Одновременно были отремонтированы русловые опоры, возведена новая эстакада на трапециевидных опорах. Реконструкцию моста завершили в 2003 г., а в честь юбилея города на нем установили систему подсветки.

Финляндский железнодорожный мост

В результате оба моста – старый и новый, составляют единое целое и функционируют одновременно, позволяя поездам проходить в обе стороны.

Параметры моста и разведение

Финляндский железнодорожный мост

Длина Финляндского моста составляет 1139 м, ширина каждого путепровода – 100,48 м. Длина разводных пролетов – по 44,7 м, каждый раскрывается по своей системе:

  • однокрылый на новом мосту – по низовой части, под углом к воде;
  • однокрылый на старом реконструированном мосту – поднимается вверх на 51 м с помощью двух противовесов общей массой 203 т.

Разведение моста происходит по графику с апреля по ноябрь с 02:20 до 05:30 утра.

Интересные факты

За время существования моста появилось множество фактов, связанных с его историей. Наиболее интересные:

  • Несмотря на то, что мост называется Финляндским, табличку, на которой сохранилась часть прежнего названия в честь Александра I и изображение имперского герба, отреставрировали в 2016 г. и поместили на старое место.
  • В августе 1963 г. на Неву совершил аварийную посадку самолет Ту-124. Он пролетел в четырех метрах над мостом Александра Невского, строившимся в то время, и удачно спланировал на воду неподалеку от Финляндской переправы. На борту находились 44 пассажира и экипаж – все остались живы. Самолет быстро оттащили к правому берегу Невы с помощью проходившего мимо буксира, а пассажиров эвакуировали.
  • Финляндский мост входит в список объектов культурного наследия России.

Как добраться:

[yandexMap name="Финляндский железнодорожный мост" description="Санкт-Петербург, проспект Обуховской Обороны, 20"]Санкт-Петербург, проспект Обуховской Обороны, 20[/yandexMap]

Отзывы

Оставить свой отзыв

Последние комментарии

Мы в соц. сетях