Мост Ломоносова

456
Мост Ломоносова

Фото моста Ломоносова

Время: круглосуточно.

Мост Ломоносова продолжает одноименную улицу в центре Санкт-Петербурга и соединяет Набережную Фонтанки с площадью, также названной в честь великого ученого. Мост признан памятником архитектурного наследия и сохраняет ключевые элементы конструкции с момента постройки.

Мост Ломоносова

История строительства и названия

Строительство мостов через Фонтанку началось в 1784 г., и за три года над рекой протянулись 7 мостов, схожих по конструкции, среди них – Ломоносов. Изначально его назвали в честь императрицы Екатерины II, но уже через полгода сменили название по имени графа Чернышева, чья загородная усадьба находилась неподалеку. Граф Чернышев был военачальником, дипломатом и статским советником, принимал участие в Азовском походе, битве при Полтаве и других значимых сражениях. По долгу службы граф часто проживал за границей, но, возвращаясь домой, иногда останавливался в своем имении близ Петербурга. В то время Фонтанка считалась границей города, и нынешняя площадь Ломоносова тоже принадлежала к землям графа и называлась Чернышевой.

Мост Ломоносова

Автором проекта Чернышева моста в разное время называли Василия Баженова, Юрия Фельтена и других именитых архитекторов. Сегодня большинство источников склоняется к тому, что конструкцию придумал инженер из Франции Жан Перроне.

Строительство моста заняло менее года – новая переправа была установлена на каменные опоры, а пролетные балки были металлическими. На границах центрального пролета были установлены четыре гранитных башни, внутрь которых был спрятан цепной разводной механизм. Ширина моста равнялась 14,5 м, длина – 57 м.

Мост Ломоносова

К 1859 г. суда практически перестали проходить по Фонтанке, и разводной пролет заменили стационарной подкосной фермой из дерева. Цепи, с помощью которых ранее выполнялась разводка, убирать не стали – теперь они играют исключительно декоративную роль.

Удивительно, что мост сохранил первоначальный облик до наших дней – в разные годы его неоднократно пытались перестроить.

Мост Ломоносова

Первый проект реконструкции был предложен в 1826 г. для расширения проезжей части. Он предполагал перестройку среднего разводного пролета и перекрытие чугунными клиньями. Для этого требовалось разобрать башни и на кронштейнах вынести тротуары за пределы моста. В июле проект утвердили городские власти, но по неизвестным причинам он не был реализован.

Мост Ломоносова

В 1894-86 гг. вопрос о перестройке Чернышева Моста поднимали дважды, но оставляли на этапе обсуждений. В 1902 г. инженеру Григорию Кривошеину была поручена разработка очередного проекта. Заказчиком являлась Городская Дума, представители которой мотивировали необходимость реконструкции «созданием условий для экипажного и судового движения». Башни в центральной части хотели разобрать – по мнению представителей Думы, они только мешали проезду.

Мост Ломоносова

Григорий Кривошеин совместно с военным инженером Виктором Апышковым разработали проект, по которому мост нужно было демонтировать и отстроить заново, уже без башен. Проект был одобрен, но реализация его не началась из-за Революции 1905-07 гг.

В 1910 г. мост снова хотели перестроить, но за первоначальный облик вступились Общество архитекторов и Академия художеств. В результате, вместо реконструкции, в 1912 г. переправу подвергли капитальному ремонту: переложили опоры и своды, а вместо деревянной фермы установили стальные балки. В 1915 г. по проекту Ивана Фомина была разработана система освещения моста – четыре гранитных обелиска с фонарями, подвешенными на кронштейнах с фигурами морских коньков.

Мост Ломоносова

В Великую Отечественную войну мост был практически разрушен, но по окончании военных действий его отстроили заново, а в 1948 г. - дали новое название в честь российского ученого Михаила Ломоносова. Мост перешел в ведение Ленмосттреста и в последующие годы подвергался ремонту в 1950, 1967 и 1986 гг.

В 2006 г. из-за сильной нагрузки на переправу просели крепления фонарей. Пока ситуация не стала угрожающей, осветительные конструкции отреставрировали, морских коньков заново покрыли позолотой и установили на прежние места.

Современный мост

Сегодня мост Ломоносова сохраняет первоначальную конструкцию – он состоит из трех пролетов, одинаковых по длине. Средний пролет перекрыт железными балками, боковые – гранитными блоками. Аналогично выполнено ограждение: по бокам установлены перила из гранита, а в центральной части – из металла.

Мост Ломоносова

Из-за того, что мост располагается под углом к берегам Фонтанки, он выполнен асимметрично – въезды с разных берегов неодинаковые по ширине, а надстройки башен отходят от квадратной формы. Но простым взглядом асимметрию не увидеть – она выявляется только в результате измерений.

Мост Ломоносова

Башни на границах центрального пролета выстроены в виде беседок и завершаются куполами с шаровидными наконечниками. Шестигранные фонари, установленные на обелисках из гранита, как и ранее, поддерживают кронштейны с позолоченными морскими коньками.

Мост Ломоносова

Попасть на мост с левого берега Фонтанки можно от метро «Владимирская», пройдя по Загородному проспекту до перекрестка Пяти углов, а после – по улице Ломоносова до набережной.

Как добраться:

[yandexMap name="Мост Ломоносова" description="Санкт-Петербург, Мост Ломоносова"]Санкт-Петербург, Мост Ломоносова[/yandexMap]

Отзывы

Оставить свой отзыв

Последние комментарии

Мы в соц. сетях