Демидов мост пересекает канал Грибоедова и является частью переулка Гривцова. Переправа относится к архитектурным памятникам Санкт-Петербурга. Название мосту дали по фамилии известных российских предпринимателей Демидовых, живших в 18 в. и владевших участком земли неподалеку.
История строительства
В начале 18 в. на месте переулка Гривцова проходила дорога на Саарскую Мызу, ныне город Пушкин. Для движения по ней через канал Грибоедова (в то время он носил имя Екатерининский канал) в 1739 г. был перекинут однопролетный деревянный мост на сваях, названный Малым Саарским.
В 1834 г. порядком износившийся мост заменили на чугунный, арочная конструкция которого насчитывала 90 коробов, скрепленных между собой болтами. Каменные устои моста были закреплены на сваях и облицованы плитами гранита. По бокам - установлены чугунные ограждения с витыми решетками в виде пальметт. На въездах находились гранитные тумбы с фонарями на кронштейнах, а проезжую часть отделял от пешеходной поребрик из гранита. Длина моста равнялась 33 м, а ширина – половине длины.
Проект разработали французский инженер Пьер Базен и генерал-майор путей сообщения Егор Адам. Мост назвали Банковским, так как рядом находилось здание Государственного заемного банка, но в 1902 г. переименовали в Демидов в честь владельцев усадьбы на углу Набережной р. Мойки и Гривцова переулка (ранее Демидова).
Ремонтные работы за время существования переправы проводились четыре раза. Первый – после Великой Отечественной войны, в 1955 г. по проекту Александра Ротача были восстановлены фонарные столбы и светильники, поврежденные во время блокады города.
В 1969 г. было восстановлено золочение на металлических элементах, а в 1988 г. - установлен гранитный парапет между проезжей частью и тротуарами.
В 1999 г. переправу отремонтировали капитально, заменив железобетонную плиту, разгружавшую конструкцию, листы металла на фасадах пролетного строения и гидроизоляцию. Фонари вновь отреставрировали, а вместе с ними – чугунное ограждение, которое сегодня признано художественным шедевром. Внешний облик Демидова моста после ремонта остался неизменным.
Мост в 21 веке
Демидов мост соединяет Спасский остров с Казанским по проспекту Гривцова. Автомобильное движение по нему разрешено только в сторону центра, пешеходное – в обе стороны.
Арочная конструкция переправы остается неизменной с 1834 г., декоративные элементы также сохранены. Перекрытия выполнены из железобетона и покрыты слоем асфальта. На въездах установлены торшеры со светильниками, тротуары отделяет от дороги гранитный парапет.
Мост можно осмотреть в составе экскурсий по водным каналам Санкт-Петербурга. Рядом находятся достопримечательности: Дом Раскольникова и Мариинский Дворец.
Станции метро, ближайшие к мосту, сконцентрированы на Спасском острове: «Спасская», «Садовая», «Сенная площадь».
Как добраться
[yandexMap name="Демидов мост" description="Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 50"]Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 50[/yandexMap]