Ждановский мост не теряется среди сотен подобных сооружений, размещенных в Санкт-Петербурге. Он не только скромно выполняет связующую миссию, но и популярен среди футбольных болельщиков «Зенита» и «Тосно». Во время проведения матчей на мосту располагается досмотровой кордон.
Историческое досье
Название моста связано с рекой, которую он перекрывает. Долгое время река Ждановка не имела постоянного наименования. Чаще всего ее называли «Болотной протокой». Окружающая местность в обиходе была известна как «Мокруши». В этом названии нашли отражение рельефные особенности. Местность отличается множеством протоков и озер, низменными берегами, заболоченностью.
С ХІХ века пустынный Петровский остров начинает застраиваться. Одними из обладателей земельных участков стали Иван и Николай Ждановы. Братья построили завод химико-аптекарского производства. Река и улица вдоль нее стали называться по фамилии владельцев земельных участков.
Существует еще одна версия о происхождении названия реки. Этот вариант объяснения предложил краевед А. Иванов. Он считает, что гидроним произошел от фамилии подьячих Ивана и Семена Ждановых. Обитали они в районе современной улицы Блохина.
Мосты через реку Ждановку начали сооружаться с 1817 г. Все они в разных местах соединяли Петроградский и Петровский острова. Названия сооружений менялись, некоторые конструкции приходили в негодность и демонтировались.
Существовало несколько Ждановских мостов. Для удобства они нумеровались. В 1939 г. была построена 5-ти пролетная деревянная конструкция, усиленная металлическими балками. Сооружение получило название «2-й Ждановский мост».
В 1955 г. был закрыт 1-й Ждановский мост, а в 1957 г. его разобрали. Это привело к тому, что в названии 2-го Ждановского моста убрали цифровое обозначение. Так окончательно на карте города закрепилось название «Ждановский мост».
Инженерно-конструктивные особенности Ждановского моста
Современный вид мост получил в 1989–1992 гг. Это произошло благодаря усилиям инженеров Г. Толстопятова, В. Эдуардова и архитекторов Н. Дибцова и Ю. Шиндина.
Ждановский мост принадлежит к разряду железобетонных однопролетных балочных конструкций. Сооружения такой статической схемы предназначаются для перекрытия небольших расстояний.
Пролетная часть Ждановского моста опирается на железобетонные береговые опоры. Устои выступают в реку, сужая проток.
В современном конструктивном воплощении общая длина моста составляет 60 м, ширина – 33,2 м. Пролетная трехшарнирная рамная система выполнена из сборных элементов.
Перильное ограждение имеет простой рисунок. По краям расположены 4 чугунных столба. На каждом них закреплены по 5 шаров-светильников. Верхняя часть устоев оснащена гранитными парапетами. По правому берегу с низовой стороны оборудован лестничный спуск, ведущий к воде.
Функционально-культурное значение
Река Ждановка является протокой Невской дельты. Течение – северо-западное, направленное из Малой Невы в сторону Малой Невки. Вдоль берегов реки по Петроградской стороне тянутся Ждановская улица и Ждановская набережная.
Ждановский мост служит связующей магистралью между Петровским островом и Петроградской стороной. Он располагается в створе Офицерского переулка, соединяет стадион «Петровский» и Ждановскую набережную.
Сооружение имеет статус водного путепровода. Под мостом могут проходить небольшие суда с низкой ватерлинией.
Как добраться:
[yandexMap name="Ждановский мост" description="Санкт-Петербург, Ждановский мост"]Санкт-Петербург, Ждановский мост[/yandexMap]