Аничков мост

1778
Аничков мост

Фото Аничкова моста

Время: круглосуточно.

Адрес:

Аничков мост - Санкт-Петербург, Аничков мост

Станция метро:

Гостиный Двор, Невский Проспект

Аничков мост на Невском проспекте – один из наиболее любимых и романтичных каменных мостов в Санкт-Петербурге через Фонтанку, соединяющий Спасский и Безымянный остров в центре города. В нем есть нечто совершенно необычное и влекущее, как для гостей Северной столицы, так и для жителей города.

Аничков мост

Главное украшение знаменитого моста — бронзовые скульптурные шедевры «Укротители коней», установленные на гранитных постаментах у каждого края моста.

История моста

История Аничкового моста начинается со времен основания великого городах. Река Безымянный Ерик, как в старину именовали Фонтанку, была серьезной водной преградой с заболоченными берегами, и путь, ведущий в строящийся Петербург, не мог обойтись без надежной переправы через реку.

Аничков мост

По указу Петра I от 1715 г., повелевшего «на Фонтанной реке… зделать мост», паромное сообщение было заменено на первую деревянную переправу, построенную к 1716 году. Тогда же и Ерик был переименован в Фонтанную реку, поскольку через нее были переброшены трубы для фонтанов Летнего сада.

Строительством моста на южной границе города под командованием подполковника Михаила Аничкова занимались солдаты инженерного батальона, стоявшего в прибрежной финской деревеньке – «Аничковой слободе». С тех пор и навсегда сооружение приобрело имя Аничков мост. «Молодой» Аничков мост был почти в четыре раза длиннее современного — более 200 метров – так широко в те времена разливалась по весне Фонтанная река. Мост стал частью зарождавшегося Невского проспекта. Город за переправой заканчивался, поэтому здесь был установлен шлагбаум и застава, где городовой брал плату у въезжающих деньгами или булыжниками, которые требовались для обустройства мостовых.

Аничков мост

В 1726 году мост стал подъемным в средней части. Переправу открывали днем для прохода парусников, а ночью — чтобы преградить путь волкам из ближних лесов, пытавшихся пробраться в город.

Вследствие бурного строительства Петербурга к середине XVIII столетия границы города отодвинулись, и когда узкое полотно проезжей части уже не могло справиться с растущими потоками экипажей, его перестроили по проекту Семена Волкова. Благодаря этому по мосту смогли торжественно провести диковинный подарок от шаха Персии русской императрице Елизавете Петровне – индийских слонов.

Аничков мост

Созданная в 80 гг. XVIII в. Комиссия о каменном строении Петербурга распорядилась обустроить берега каналов и заменить деревянные мостовые конструкции каменными. Среди первых семи переправ, подлежащих перестройке, был указан и Аничков мост. После реконструкции 1783 – 1787 гг. мост был украшен башенками и обзавелся средним разводным пролетом с цепным подъемным приводом.

Спустя полвека, мост стал слишком узок для разросшегося Невского проспекта, и в ходе очередной модернизации по проекту И. Ф. Буттаца, А.П. Брюллова, А.Х. Редера к ноябрю 1841 г. переправа получила современный вид. В результате активной перестройки мост перестал быть подъемным. Всего за семь месяцев значительно расширили проезжую часть, выложили новые кирпичные арки, декорировали розовым гранитом своды. Ширина сооружения теперь составила почти 38 м, длина - 55 м.

Аничков мост

Новым украшением стали и чугунные решетки парапетов с орнаментом из парных композиций русалок и морских коньков по эскизам немецкого художника-архитектора Карла Шинкеля.

Но неповторимое эстетическое очарование Аничкова моста заключалось в изумительно выполненной композиции конных групп Петра Карловича Клодта, украсивших береговые въезды. Мост вызывал восторг, и это в полной мере отражали цитаты в прессе того времени: «В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное!».

Люди и кони

Обновленный мост было решено украсить в эллинском стиле и установить на нем четыре скульптуры укротителей коней, созданные в бронзе по эскизам мастера Клодта. Композиция отображает этапы укрощения дикого коня, но символизирует не только борьбу человека со стихией, но и силу его духа, вечное преодоление и устремление ввысь.

Аничков мост

Сначала, в 1841 г., на устоях моста появились лишь две бронзовые группы, а две другие статуи, сделанные из гипса, просто покрыли бронзовой краской. Долгие 10 лет скульптор отливал чудесные скульптурные группы, чтобы заменить гипсовые фигуры, но Николай I раздаривал оригиналы европейским монархам, отправляя подарки в Берлин и Неаполь.

Аничков мост

Стремясь завершить работу, автор создает совершенно новые изваяния Коней с водничим, объединив их с уже установленными скульптурами в одну композицию. И, наконец, в 1851 г. четыре бронзовые конные группы навсегда заняли свои пьедесталы, и мост предстал во всем блеске.

Аничков мост

Поистине творение Клодта можно назвать предвосхищением кинематографического взгляда на мир — только в монументальном искусстве. Это выражено в восхитительном, не прерывающемся движении человека и зверя в 4 объектах, связанных между собой в единую последовательную композицию. По замыслу скульптора, его творения следует рассматривать, переходя от одной группы к другой, и сюжет, в зависимости от исходной точки обзора, будет меняться.

Век XX - XXI

Через 40 лет состояние конструкций моста стало критическим из-за деформации сводов, и в 1906 – 1908 гг. сооружение успешно перестроили под руководством талантливого архитектора П.В. Щусева. Металлоконструкции защитили гидроизоляцией от коррозии, но художественный облик сооружения сохранили в неприкосновенности.

Аничков мост

Во время вражеской блокады Ленинграда скульптуры, украшающие Аничков мост, были демонтированы и закопаны в саду рядом с Аничковым дворцом. В ноябре 1942 г. чугунная решетка и часть гранитных опор были разрушены при взрыве снаряда и рухнули в Фонтанку. Но мост продолжал выполнять «свой долг» — соединять берега и жителей города.

На каменных парапетах до сих пор остались страшные раны — следы авиабомб. Некоторые из повреждений оставили без реставрации в память о блокаде. В мае 1945 г. великолепные Кони с водничими вернулись на мост.

Аничков мост

В середине 90 гг. в ходе реконструкции на Аничковом мосту была полностью заменена чугунная решетка, которую отлили на одном из предприятий Росатома в городе Снежинске. Последние мероприятия по ремонту и реставрации проводились в 2007 – 2008 гг.

Как найти Аничков мост

Мост является частью Невского проспекта и находится между двумя станциями метро — Гостиный Двор и Маяковская. Доехать можно на любом транспорте, который идет вдоль проспекта.

[yandexMap name="Аничков мост" description="Санкт-Петербург, Аничков мост"]Санкт-Петербург, Аничков мост[/yandexMap]

Отзывы

Оставить свой отзыв

Последние комментарии

Мы в соц. сетях