Большой Гатчинский дворец, возведенный под Петербургом в 1766-1781 гг., сочетает в архитектуре стили средневековья и русского классицизма. Он располагается на возвышенности около Серебряного озера и внешне напоминает замок из староанглийских романов, массивный и внушительный.
История
В 1499 г. на месте Гатчинского дворца среди густых лесов и кристально чистых озер стояла мыза – небольшое поместье для охотничьих развлечений. Владел поместьем Петр I. Позже он подарил его своей сестре, царевне Наталье Алексеевне.
В 1765 г. имение выкупила императрица Екатерина II в качестве подарка для своего фаворита Григория Орлова. В мае 1766 г. началась глобальная перестройка зданий по проекту Антонио Ринальди. Итальянский архитектор задумал выстроить на месте усадьбы настоящий дворец с гранеными башнями и подземным ходом.
Строители сохранили главное здание усадьбы и пристроили к нему два дугообразных крыла – галереи с лоджиями. По краям галерей возвели симметричные каре: Конюшенное (впоследствии Арсенальное) и Кухонное. Каре – квадратные здания с закрытыми внутренними дворами - визуально ограничивали территорию дворца.
Около внутреннего паркового фасада рабочие под руководством Антонио Ринальди установили две восьмигранные башни и статуи «Война» и «Мир», а у главного входа – скульптуры «Справедливость» и «Осторожность».
Для облицовки фасадов использовали местный травертин – износостойкий отделочный камень, второй по популярности после мрамора. Строительство было завершено в 1781 г., и граф Орлов стал жить в резиденции. Он не скупился на отделку интерьеров, приобретая самые дорогие произведения искусства, предметы интерьера, книги и оружие.
В апреле 1783 г. Григорий Орлов скончался, и императрица Екатерина вновь выкупила Гатчинский дворец. Она подарила его сыну Павлу. Будущий правитель Российской империи с воодушевлением принялся за перестройку здания на свой вкус. Он пригласил к сотрудничеству итальянского декоратора и архитектора Винченцо Бренну, который предложил к рассмотрению смелый проект военизированного здания. Экспертная комиссия, состоявшая из именитых русских архитекторов, одобрила план итальянца, и строительство началось.
Во время реконструкции были заложены кирпичом арки для входа в парк, перекрыты лоджии на крыльях здания, сделаны надстройки на Кухонное и Конюшенное каре. Вместо зеленых лугов во дворе был оборудован каменный плац для проведения военных парадов. Дворец приобрел облик крепостного строения с элементами загородного особняка.
Интерьеры тоже менялись в соответствии с требованиями придворных церемоний: на первых этажах были устроены функциональные комнаты: покои императора, Нижняя Кавалерская, Тронный зал, Туалетная и другие. Наверх вела парадная лестница, отделанная гранитом. На втором этаже располагались залы для приемов: Аванзал, Мраморная столовая, Тронная Императора. Дверь из Тронной вела в Малиновую комнату с гобеленами из серии «Дон Кихот» и французским мебельным гарнитуром. С ней соседствовала Опочивальня, к которой примыкали будуар, кабинет и туалетная комната императрицы Марии Федоровны.
Супруга Павла I жила во дворце вместе с императором, и после его смерти оставалась хозяйкой замка до 1828 г. В последующие годы зданием владели правители Николай I, Александр II, Николай II, Александр III.
В 1845 г. при правлении Николая I началась новая перестройка дворцового комплекса под руководством Романа Кузьмина. Архитектор планировал увеличить число внутренних комнат, отреставрировать Главный корпус и перестроить оба каре, добавив подземные этажи и надстройки. Одновременно с перепланировкой Роман Кузьмин разработал несколько новых интерьеров: оформил вестибюль и Мраморную лестницу в стиле Ренессанса, создал Китайскую и Готическую галереи. В 1851 г. реконструкция завершилась, а на плацу во дворе был установлен памятник Павлу I.
В мае 1918 г. Гатчинский дворец был признан государственным музеем, сосредоточившим 54 тыс. художественных объектов мирового значения. Во время Великой Отечественной войны он дважды подвергся авиаударам: во время первого пострадала Арсенальная галерея, а второй пришелся на Арсенальное каре. В 1944 г. немецкие солдаты, отступая из Гатчины, подожгли дворец. Ценные коллекции не пострадали – часть экспонатов сотрудники музея вывезли в Ленинград задолго до происшествия, другую укрыли в подвалах. Руководили эвакуацией главный хранитель фондов дворца Серафима Балаева и научный сотрудник Ирина Янченко, погибшая во время артобстрела.
После блокады Ленинграда Серафима Балаева вернулась во дворец с целью восстановить его. В 1944 г. она организовала работу бригады реставраторов, которые начали снимать кальки с сохранившихся образцов, делать замеры, проектировать здание заново. Но полностью восстановить музей не удалось, и в 1950 г. он перешел в ведение Военно-Морского училища СССР, а затем – закрытого предприятия ВНИИ «Электростандарт».
В 1976 г. здание освободили, чтобы заново открыть музей. После масштабной реконструкции в мае 1985 г. для туристов были открыты три парадных зала, а чуть позже – другие комнаты и подземный ход из императорских покоев к Серебряному озеру.
Внушительный Гатчинский дворец имеет богатую фильмографию: он был задействован в съемках российских художественных фильмов, таких как «Левша», «Юнкера», «Война и мир».
Архитектура Гатчинского дворца
Гатчинский дворец – архитектурный дворцово-парковый ансамбль, сочетающий черты классицизма в интерьерах с элементами средневековых замков во внешнем облике.
В плане дворца три ключевых элемента:
- главный корпус с пятигранными башнями по сторонам;
- две полукруглые галереи, отходящие от него;
- два квадратных каре с восьмигранными башенками по углам.
Здание находится на холме, северный фасад обращен к Белому озеру и Дворцовому парку, а южный выходит на плац внутреннего двора. Композиционная ось проходит по центру плаца, визуально разделяя дворец на две симметричных половины. Первый этаж главного здания и галерей отделан простыми пилястрами, окна между которыми украшены рельефными наличниками. На втором установлены богатые пилястры и колонны ионического ордера, а на третьем – простейшие наличники на окнах. Границы между этажами обозначены классическим антаблементом по периметру здания.
Фасады массивных каре продолжают линии галерей, создавая ощущение объема и монументальности дворцового ансамбля. Завершают объемно-пространственную композицию купола башен.
Северный фасад открывается взгляду постепенно при обходе дворца. Наиболее выразителен центральный корпус в окружении Часовой и Сигнальной башен, который выглядит как часть средневекового замка.
Экскурсии в музей
Экскурсия в Гатчинский дворец возможна по предварительному заказу. В ходе визита гиды знакомят посетителей с историей здания, жизнью и особенностями быта его владельцев. Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. Кассы закрываются на час раньше.
Адрес дворца: Гатчина, Красноармейский пр., д. 1.
Варианты проезда:
- на личном транспорте по Киевскому шоссе;
- на электричке от Балтийского вокзала;
- на автобусе №431 от метро «Московская»;
- на маршрутном такси №18 от метро «Московская».
Телефон для справок и заказа экскурсий: 8 (812) 958-03-66.
Видео: