Интересные факты о железнодорожных вокзалах Санкт-Петербурга

886

Фото железнодорожных вокзалов Санкт-Петербурга

В Санкт-Петербурге действуют 5 железнодорожных вокзалов, каждый из которых по-своему уникален. Вокзал – это не только незаменимая часть инфраструктуры современного мегаполиса, но и неотъемлемая часть его истории. Некоторые здания вокзалов представляют собой настоящие архитектурные шедевры. На протяжении многих лет они возводились, перестраивались, восстанавливались, меняли свой облик. История каждого из петербургских вокзалов заслуживает внимания гостей и жителей города.

1. Витебский вокзал

Витебский вокзал является первым российским вокзалом и, пожалуй, одним из самых прекрасных архитектурных сооружений Санкт-Петербурга. Его история началась в 1836 году, когда император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги. Строительством путей, протянувшихся от Петербурга до Царского села, руководил талантливый чешско-австрийский инженер Ф. Герстнер.

Торжественное открытие состоялось уже через 1,5 года после начала строительства. Изначально вокзал представлял собой временную деревянную постройку на том месте, где сейчас расположилась станция метро Пушкинская. Несмотря на свой скромный облик, здание вокзала быстро набрало популярность среди горожан и стало настоящей достопримечательностью. Сюда приходили толпы народа для того, чтобы как на диковинку полюбоваться на отходящий от платформы паровоз. В первый рейс по Царскосельской дороге отправился состав из 8 вагонов и паровоза под названием Проворный, машинистом которого являлся сам Герстнер. Самым почетным пассажирам был Николай I, которого сопровождали представители знати.

Через чуть более 10 лет после открытия было решено возвести новое здание. За проект взялся архитектор К. Тон – он построил новый каменный вокзальный комплекс, в дальнейшем он неоднократно перестраивалось и расширялось.

В начале XX века снова началось строительство нового здания: за дело взялись архитектор С. Бржозовский и инженер С. Минаш. Обновленный Витебский вокзал был выполнен в стиле модерн. Здание украсила часовая башня с изображенными на ней объемными рельефами сов. На главном фасаде размещена гигантская витражная арка, а основной вход увенчан гербами Северной столицы и Витебска.

Высота потолков вестибюля Витебского вокзала составляет более 20 метров. Внимание входящих сразу же акцентируется на великолепной парадной лестницей с мраморными перилами и бронзовыми вставками, здесь же установлен бюст Николаю I. Зал украшен многочисленными зеркалами, латунными вставками, лепниной.

Залы Витебского вокзала поражают воображение своей красотой, на стенах висят панно с историческими моментами, связанными с Царскосельской железной дорогой, Петропавловской крепостью и портом Одессы. Каждый элемент здания вокзала украшен художественной ковкой.

Здание вокзала впечатляло горожан не только красотой, но и наличием лифтов и траспортеров. Рельсы были подняты на высоту 5 метров с помощью насыпи для того, чтобы сравнять их со 2 этажом.

Императорская семья пользовалась отдельным железнодорожным путем, который был возведен для важных персон. В наши дни отсюда отправляются пригородные поезда.

К 300-летию Санкт-Петербурга здание Витебского вокзала было отреставрировано. В результате работ удалось восстановить некоторые элементы первоначального проекта.

2. Ладожский вокзал

Началом истории Ладожского вокзала считается 1912 год, когда были проложены железнодорожные пути между Николаевской и Финляндской железными дорогами. Изначально вокзал носил название находившейся здесь же деревеньки – Яблоновка, а затем был переименован в Дачу Долгорукова. Старинное здание и сейчас располагается неподалеку от основного комплекса.

Со временем пассажиропоток постоянно увеличивался и появилась необходимость в серьезных преобразованиях. В связи с этим появилась идея строительства совершенно нового здания и в 1980 годах даже начались подготовительные работы.

В 2001 году проектировочные и строительные работы возобновились и всего лишь за 2 года, к 300-летию города, были полностью завершены. Руководителем проекта являлся заслуженный российский архитектор Н. Явейн. Вокзал проектировался таким образом, чтобы нижний уровень располагался под землей, на одном уровне с работающей станцией метрополитена и это добавляло дополнительных сложностей проектировщикам.

К нижнему и верхнему уровням здания можно попасть прямо из вестибюля метро, с помощью эскалатора. Основной зал верхнего уровня поражает своими масштабами – здесь сосредоточились все необходимые службы, созданы максимально комфортные условия для пассажиров.

Здание Ладожского вокзала является образцом классической архитектуры Петербурга XXI века, оно больше напоминает аэропорт, чем вокзал.

Торжественное открытие состоялось 25 мая 2003 года, именно тогда вокзал стал именоваться Ладожским. Сразу после открытия станцию снова закрыли на 15 дней для устранения неполадок. Первым поездом, прибывшим на платформу, являлся «Лев Толстой», ходивший по маршруту Хельсинки-Москва.

Ладожский вокзал является одним из самых высокотехнологичных вокзалов во всей Европе. Здесь работают самые современные системы безопасности, из здания вокзала есть удобные выходы к метро или автотранспорту, что существенно облегчает жизнь пассажирам. Ежедневно здесь обслуживается около 100 пригородных и 52 составов дальнего следования.

3. Московский вокзал

Строительство Московского вокзала в Санкт-Петербурге и Ленинградского вокзала в Москве началось одновременно, по указу императора Николая I. Было решено, что здания вокзалов должны быть идентичны. За проектирование взялся выдающийся архитектор своего времени К. Тон, на счету которого есть и другие архитектурные комплексы Санкт-Петербурга и Москвы. Его помощником являлся архитектор и академик Р. Желязевич.

Работа над зданием началось в 1843 году, одновременно с этим велось строительство железной дороги между городами. Место для вокзала выбрали в самом сердце Санкт-Петербурга, для удобства пассажиров. Внешний облик здания прекрасно вписался в архитектурный ансамбль этого района города. Здание в стиле ренессанс украсили венецианскими окнами, башней с часами и круглыми колоннами, а фасад напоминает здание ратуши. Изначально вокзал назывался Николаевским.

Для своего времени новая железная дорога являлась крупнейшим инженерным сооружением, и считалась самой длинной в мире. Открытие дороги состоялось 18 августа 1851 года – первым же рейсом Николай I вместе со своей семьей отправился из Петербурга в Москву, дорога заняла 19 часов. Примечательно, что во время переезда железнодорожных мостов Николай I сходил с поезда и шел за составом пешком.

Железная дорога пользовалась огромной популярностью и не справлялась с потоком пассажиров, в результате чего пришлось провести небольшую реконструкцию здания вокзала и пристроить двухэтажный флигель для приема багажа, а правое крыло здания соединили с императорскими покоями.

В 1912 году начались работы по проектированию нового здания, главным архитектором которого назначили В. Щуко, но из-за начавшейся гражданской войны работы были приостановлены, а старое здание осталось. В 1923 году вокзал уже назывался Октябрьским, а в 1930 был переименован в Московский.

В 1931 году от вокзала отправился первый состав Красной Стрелы, а в результате модернизации 1962 года дорогу электрифицировали и фирменный поезд уже повел электровоз Эр-1-107. Кроме того, вокзальный комплекс дополнили подземными переходами с выходом в город и на станцию метро Площадь Восстания.

При подготовке к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга здание вокзала было отреставрировано, введена автоматизированная система контроля проезда пассажиров электричек.

4. Финляндский вокзал

В 1862 году финские специалисты начали строительство железной дороги между Санкт-Петербургом и Рихимяки Великого Финляндского княжества. Работы продолжались 8 лет, они осложнялись наличием лесов, болотистой местности и скал, встречающихся в огромном количестве на пути следования. Дорога сразу же перешла в собственность Финляндии, которая и занялась ее дальнейшим обслуживанием.

В 1870 году по проекту, разработанному П. Купинским, было построено небольшое скромное здание. Внутреннее убранство Финляндского вокзала оформили мастера из Финляндии В. Веслинг и П. Дегенер. В здании оборудовали комнаты для семьи императора, также не отличающиеся роскошью. Зато общий зал был максимально удобен для пассажиров, что с лихвой компенсировало внешнюю аскетичность здания. Для того чтобы не ограничивать городское движение, железнодорожные пути в нескольких местах были подняты над землей.

Во время Великой Отечественной войны в Петербурге из всех вокзалов функционировал лишь Финляндский, а путь от него до Ладожского озера совпадал с кусочком «Дороги жизни». По этому пути эвакуировали женщин и детей, а в город поставлялись продукты питания. Здание вокзала неоднократно подвергалось обстрелам и серьезно пострадало в годы войны.

Тот вокзальный комплекс, который мы можем видеть сегодня, был возведен в 1965-1969 годах по проекту П. Ашастина, Н. Баранова, Я. Лукина, И. Рыбина. Он существенно отличается от своей первоначальной версии.

Главный фасад Финляндского вокзала украшен башней с часами, зеркальными окнами, 30-метровым шпилем и 17 горельефами, над созданием которых трудились студенты Художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной.

К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга здание было частично реконструировано. По итогам работ обновили фасад и кровлю, восстановили часы на башне и зал ожидания, заменили инженерные сети. Фасад вокзального комплекса покрыли наборной плиткой из Италии.

5. Балтийский вокзал

В 1853 году был проложен железнодорожный путь от Санкт-Петербурга до Царского села. Планировалось продление дороги до Петергофа, но государственных денег не хватило из-за шедшей в то время Крымской войны. Финансовую помощь правительству оказал барон А. Штиглиц, благодаря помощи которого все-таки удалось продлить путь до Петергофа и из Гатчины в Лугу. Кроме того барон также профинансировал строительство здания станции. Изначально вокзал именовался Петергофским.

Работавший над проектом А. Кракау взял за основу проект Восточного вокзала в Париже. Получившееся строение в форме буквы П имело два флигеля, в одном из которых расположились апартаменты для царской семьи, а в другом общие пассажирские залы, а также вспомогательные помещения и гостиница. На центральном фасаде здания, выдержанного в готическом стиле, расположились две башенки и часы, ставшие электрическими в прошлом столетии.

Официальное открытие станции состоялось 21 июля 1857 года – в этот день в направлении Петергофа отправилось около 300 пассажиров, среди которых был и барон Штиглиц. Спустя несколько лет пути продлили до Ораниенбаума (именуемого сейчас Ломоносовым). В 1860-70-х годах были проведены дополнительные работы, в результате которых появились железнодорожные пути через Гатчину и Нарву до нынешнего Таллина, их длина достигла 413 километров.

В 1931-32-х годах здание Балтийского вокзала было несколько реконструировано, в результате чего изменилось расположение главного входа, зала ожидания и железнодорожных путей.

В 1955 году к левой части здания вокзала пристроили павильон станции метро Балтийская, а над входами разместили портреты таких знаменитых флотоводцев, как С. Макаров, П. Нахимов, Ф. Ушаков и других. Для восстановления симметрии должны были сделать пристройки к правой части здания, но этим намерениям не суждено было сбыться.

К 300-летию Северной столицы вокзал был отреставрирован и оборудован усовершенствованными турникетами. В наши дни здесь обслуживаются лишь поезда пригородных направлений.

Автор: Наталья Кузьмина

Отзывы

Оставить свой отзыв