Буддийский храм в Санкт-Петербурге – действующий собор российской ветви буддизма, архитектурно-исторический памятник, входящий в список культурного наследия нашей страны. По-тибетски этот храм называется «Дацан Гунзэчойнэй», что означает «Источник учения Владыки-Отшельника».
Первыми буддистами Петербурга стали калмыцкие строители, трудившиеся над возведением Петропавловской крепости. Скорее всего, они покинули город на Неве сразу после завершения работ, потому что после этого об учении Будды в Петербурге долгое время не было никаких упоминаний.
В 1869 году в Петербурге была проведена перепись населения: лишь один житель города в графе «вероисповедение» указал «буддизм». К 1897-му году количество буддистов возросло до 75 человек. В основном это были представители малых народов Севера, калмыки и иностранцы с Востока. Охотно принимали буддизм и представители русской аристократии – эта религия в те времена стала очень модной в Европе. Перепись 1910 года выявила в столице 184 буддиста: эти люди уже задумывались о необходимости постройки в Петербурге пагоды (храма).
Лама Бурятии, посланник Далай-Ламы Агван Доржиев во время посещения столицы империи подал ходатайство о возведении в городе на Неве небольшой церкви, в которой могли бы молиться буддисты. Строительство началось в 1909 году и продолжалось вплоть до 1915-го. Авторами проекта здания стали архитекторы Н. Березовский и Г. Берзен. Статую Будды для петербургского дацана подарил король Сиама Рама V.
Строительство пагоды обошлось почти в 300 тыс. рублей – астрономическая сумма по тем временам. Дацан стал самым дорогим буддийским храмом в Европе. Обычно подобные сооружения возводили из дерева или кирпича, но в Петербурге строители не поскупились, использовав гранит. Кроме того, храм обильно украшен позолоченной лепниной.
Огромные цветные витражи с изображениями Будды выполнил знаменитый художник Н. Рерих. Эти витражи – ценнейшие произведения искусства, которые сами по себе являются весьма известной достопримечательностью.
В 1916-ом году из-за постоянных стачек, бушующих на улицах столицы, монахи Петербургского буддистского храма покинули город. После революции пагода была разграблена, многие документы, книги, предметы интерьера были уничтожены.
Дацан возобновил работу в 1924 году, но - ненадолго. Службы были полностью остановлены в 1935, а в 1937-ом году в храм ворвались сотрудники НКВД, арестовавшие всех лам и многих верующих. Через некоторое время арестованные были расстреляны или отправлены в лагеря. Здание петербургского дацана новые власти передали обществу физкультурников.
В годы ВОВ в пагоде была расположена радиостанция Красной Армии. В 1960-ом сын Н. Рериха Юрий вместе с коллективом видных востоковедов обратился к властям с просьбой передать дацан Академии наук, что и было сделано. В бывшей пагоде разместили лабораторию института зоологии.
В 1990 году Ленгорсовет возвратил храм духовному управлению советских буддистов. В наше время пагода является важным религиозным центром Петербурга, в котором проходят регулярные службы, ведется научная работа, ведущие ученые читают лекции по философии.
Мирян храм приглашает на практические занятия по медитации и самопознанию. В дацане на постоянной основе проживают несколько буддийских монахов. При храме работает лечебница, применяющая традиционные методики медицины Тибета. Использование фото и видеотехники в пагоде запрещено.
Как добраться:
[yandexMap name="Буддийский храм" description="Санкт-Петербург, Приморский проспект, 91"]Санкт-Петербург, Приморский проспект, 91[/yandexMap]