Реклама на сайте

15 самых красивых и запоминающихся станций московского метро

11505

Фото 15 самых красивых и запоминающихся станций московского метро

Московское метро часто называют одним из самых красивых в мире. Столичная подземка – это рассказ о российской истории и культуре, патриотизме советского народа, архитектурных течениях, европейских городах. Многие станции украшены дорогими материалами, мозаиками, панно, скульптурами. Туристам даже предлагают экскурсии по самым красивым вестибюлям, платформам и переходам, а мы приглашаем вас на виртуальную прогулку по наиболее запоминающимся уголкам метрополитена.

1. Станция «Киевская»: история воссоединения России и Украины

Линия: Арбатско-Покровская
Год открытия: 1953

Станция «Киевская», расположенная на «синей линии», сооружена по типовому проекту. Уникальной ее сделало оформление, которое посвящено теме воссоединения Украины и России, дружбе братских народов. Над пилонами красуются фрески в лепных медальонах. На них изображены спортсмены, железнодорожники, фермеры, строители, архитекторы и другие рабочие.

В конце станции расположено масштабное панно, показывающее народные гулянья, которые были устроены в честь 300-летия воссоединения Москвы и Киева. На фресках со стороны платформ показаны в основном необычные растения.

Композиция выглядит гармонично благодаря единому стилю в отделке станции. Пилоны, путевые стены и боковые нефы выполнены с применением мрамора «коелга» благородного светло-серого цвета. Пол выстлан одним из лучших видов украинского камня – янцевским гранитом. Для освещения используются авторские люстры из хрусталя.

2. Станция «Киевская»: еще немного о дружбе братских народов

Линия: Кольцевая
Год открытия: 1954

Станция названа в честь расположенного над ней Киевского вокзала. Ее оформление напоминает о дружеских отношениях российского и украинского народа, истории СССР. Пилоны с абстрактными орнаментами незаметно переходят в своды залов. Они украшены мозаиками, рассказывающими о деятельности партизан, революции 1917 года, Полтавской битве, Великой Отечественной войне, съездах партии.

Проходы декорированы лепным жгутом, который был популярен в украинской архитектуре XVII века. Помещения освещают эффектные подвесные люстры золотистого цвета. На полу – темный гранит с красной каймой. Стены отделаны дорогим светлым мрамором. Ранее их украшали панно, барельефы с изображением Сталина. После осуждения культа личности и политики Иосифа Виссарионовича его портреты были удалены.

3. Станция «Комсомольская»: шедевр в духе сталинского ампира

Линия: Кольцевая
Год открытия: 1952

«Комсомольская» – одна из последних работ архитектора А. Щусева, автора проектов Мавзолея, Казанского вокзала и других известных построек. Станция входит в число самых красивых, а за счет своего расположения на Кольцевой линии и под площадью трех вокзалов является весьма оживленной. Главная тема ее оформления – героизм русского народа, его борьба за независимость, свободу.

На потолке – масштабные мозаики. Они рассказывают о важных фрагментах отечественной истории. В центре сюжетов – М. Кутузов, Д. Донской, А. Суворов, Д. Пожарский и К. Минин. За освещение отвечают массивные подвесные многорожковые люстры. Отделка выполнена преимущественно в золотисто-желтых тонах. Станция получилась парадной, помпезной, грандиозной. Немного фантазии – и создается впечатление, что находишься не в «подземке», а в залах дворца или дворянской усадьбы.

4. Станция «Маяковская»: памятник истории и культуры

Линия: Замоскворецкая
Год открытия: 1938

«Маяковская» может «похвастаться» рядом достижений. В 1939 году ее проект получил гран-при на всемирной выставке, состоявшейся в Нью-Йорке. Кроме того, она стала первой в мире колонной станцией глубокого заложения. В 2001 году «Маяковская» пополнила список памятников культуры и истории регионального значения.

Свое название станция получила в честь великого советского поэта. Она выполнена в стиле сталинского неоклассицизма с добавлением авангардных элементов. Вдоль платформ проходят арки и колонны. Они отделаны рифленой сталью, родонитом и его аналогами. Своды покрыты белоснежной штукатуркой. В овальных нишах размещены лампы и панно из смальты. Мозаики рассказывают о жизни в СССР.

5. Станция «Площадь Революции»: подземный музей скульптуры

Линия: Арбатско-Покровская
Год открытия: 1938

Данная станция, признанная объектом культурного наследия, расположена рядом с площадью Революции и названа в честь нее.  Она отделана мрамором в черно-белых и серо-золотых тонах. На полу – гранит. Для освещения используются оригинальные лампы, напоминающие блюдца.

Зал станции разделен арками, в нишах которых красуются бронзовые фигуры. Прототипами для статуй стали простые советские граждане, образы которых раскрывают мощь, силу, гордость России. Со многими скульптурами связаны обычаи и суеверия. Так, считается, что прикосновение к флагу, который держит в руках сигнальщик, принесет удачу. Сдать экзамен студентам поможет пес композиции «Пограничник с собакой», для этого надо потереть его нос.

6. Станция «Славянский бульвар»: элегантная и современная

Линия: Арбатско-Покровская
Год открытия: 2008

Станция узнаваема благодаря стенам, выполненным из зеленого мрамора «Верде Гватемала» и украшенным стальными конструкциями. Не менее эффектно выглядит высокий потолок (около 10 метров).

С балкончика вестибюля открывается вид на платформу, которая напоминает «бульвар». В ее центре установлены скамейки-ладьи, рядом с которыми возвышаются изящные фонари. Декоративные решетки с растительным орнаментом усиливают эффект: кажется, что находишься не в «подземке», а в центре живописной аллеи.

Современный стильный вид – не единственное достоинство станции. В технологическом плане она также отвечает требованиям времени. Лестничные сходы закрыты прозрачными павильонами, защищающими пассажиров от возможных осадков. Ступени оборудованы системами обогрева. Установленные в вестибюлях лифты помогают людям с ограниченными возможностями без лишних сложностей пользоваться услугами метрополитена.

7. Станция «Трубная»: выставка работ З. Церетели

Линия: Люблинско-Дмитровская
Год открытия: 2007

Строительство станции рядом с Трубной площадью запланировали еще при первом проектировании метрополитена в Москве. Но в силу разных причин открылась она лишь в начале XXI века.

Вестибюли и холлы станции отделаны мрамором: стены выполнены в светлых тонах, а простенки и колонны – в зеленых. Лавочки украшены ажурными металлическими конструкциями, которые используются как подлокотники и подставки для фонарей. Дополняют композицию эффектные светильники в стиле ар-нуво.

Визитная карточка «Трубной» – витражи, выполненные знаменитым Зурабом Церетели. Они размещены между колоннами платформы. Панно показывают красоту столицы и других российских городов. Они посвящены религиозным достопримечательностям Суздаля, Великого Новгорода, Владимира, Пскова, Ярославля и др.

8. Станция «Новослободская»: сказка под землей

Линия: Кольцевая
Год открытия: 1952

Данная станция по-своему уникальна и очаровательна. Архитектура проста, но при этом «Новослободскую» называют «сказкой» или «каменным цветком». Ее наземный вестибюль признан объектом культурного наследия. Он напоминает античный храм с портиком из шести колонн.

Но главная изюминка станции кроется под землей. Внутри пилонов, выполненных из белоснежного мрамора с применением золоченой латуни и стали, установлены 32 панно. Стекла для их изготовления доставили из Рижского кафедрального собора. Изначально они предназначались для оформления костёлов.

Отдельного внимания заслуживает мозаика «Мир во всем мире», на котором изображена женщина с ребенком. На стенах залов – уральский мрамор различных оттенков – от светло-серого до желтоватого. Пол выложен гранитными плитами.  Пространство освещают витражи и люстры в форме тарелок.

9. Станция «Парк Победы»: самая глубокая и «орденоносная»

Линия: Арбатско-Покровская и Солнцевская
Годы открытия: 2003—2014

Станцию составляют два однотипных зала, расположенных параллельно. Один из них декорирован панно, созданным Церетели. Произведение посвящено войне 1812 года. Ранее во втором зале размещалось еще одна работа Зураба Константиновича, рассказывающая о победе над фашистской Германией.

Помещения отделаны мрамором в светлых, серых, черных и коричневых тонах. Для освещения используются лампы, скрытые за карнизами. Стена одного из переходов украшена изображениями медалей и орденов, которые вручались за победу, оборону городов, отвагу, боевые заслуги. Станция является наиболее глубокой в Москве и отличается самым длинным эскалатором.

10. Станция «Арбатская»: бесконечный тоннель в стиле барокко

Линия: Арбатско-Покровская
Год открытия: 1953

Свое название станция получила благодаря близкому расположению к Старому Арбату. За уникальный дизайн она признана объектом культурного наследия. Центральный зал отличается эллипсовидной формой. Особо выделяются пилоны, низ которых создан из красного мрамора. Они, как и своды, украшены керамическими цветами.

Плиты на полу имитируют ковровый орнамент. Стены оформлены в черно-белых тонах и декорированы лепниной. Для освещения использованы массивные люстры золотистого цвета. Убранство выполнено в стиле барокко. Основная тема – ягоды, лозы винограда, листья, фрукты – выбрана неслучайно. Ранее здесь, на месте наземного вестибюля и здания Минобороны, располагался продуктовый рынок.

«Арбатскую» смело можно считать транспортным хабом метро Москвы. С нее можно попасть на три другие станции. Протяженность центрального зала составляет 220 м (длиннее лишь «Воробьевы горы»), при этом под землей можно пройти от Арбата до Кремля.

11. Станция «Новокузнецкая»: ода великим полководцам, воинам и патриотам

Линия: Замоскворецкая
Год открытия: 1943

Станция строилась и начинала работать в военное время, это определило тематику ее оформления. Она посвящена противостоянию русских людей захватчикам, борьбе за свободу, героизму народа. Вестибюль «Новокузнецкой» расположен в наземном павильоне, который выполнен в виде ротонды. Внутреннее пространство оформлено барельефами-портретами М. Кутузова, Д. Пожарского, К. Минина, Д. Донского и др.

Потолки декорированы мозаиками, созданными по эскизам народного художника, героя соцтруда А. Дейнека. Изначально предполагалось, что они украсят «Павелецкую». На мраморных арках и колоннах – не менее эффектные горельефы. Внимания заслуживают мраморные скамейки. До 1931 года они стояли в Храме Христа Спасителя и были вывезены перед его уничтожением. «Новокузнецкая» – патриотическая станция метрополитена, признанная объектом культурного наследия регионального уровня.

12. Станция «Проспект мира»: от Сталина до матерей всего мира

Линия: Кольцевая
Год открытия: 1952

Ранее станция носила название «Ботанический сад». Именно поэтому темой ее оформления стало развитие сельского хозяйства, преобразование природы. Вход в подземку находится в жилом доме. Фасад оформлен весьма эффектно: между большими дверьми-арками установлена скульптура женщины с корзиной фруктов, над ней – оригинальные часы.

«Проспект мира» ранее украшал барельеф с профилем Сталина. После разоблачения культа личности вождя в вестибюле появилась мозаика «Матери Мира», созданная художником А. Кузнецовым и ставшая «визитной карточкой» станции.

В залах – кубические пилоны с карнизами, облицованные светлым мрамором. Немного выше расположены керамические фризы с рельефным орнаментом из бутонов, листьев, венков и медальонами, показывающими работу агрономов, садоводов. Пол выполнен из черных и серых плит, расположенных в шахматном порядке. На стенах – красно-белый мрамор.

13. Станция «Таганская»: «готический замок» в русском духе

Линия: Кольцевая
Год открытия: 1950

Название станция получили в честь расположенной рядом площади, на которой находится ее вестибюль. В холлах возвышаются колонны и полуколонны, отделанные мрамором. На полу – черные и красные гранитные плиты.

Оформление «Таганской» посвящено истории и подвигам Красной Армии, но она не напоминает музей или зал славы. Спускаясь на эскалаторе, попадаешь, скорее, в коридоры какого-то готического замка. Взору открывается круглое помещение с потолком-куполом. Он украшен фреской «Салют победы», которая в этом загадочном интерьере походит на мозаики европейских костелов. Эффектно выглядят керамические панно в форме русских кокошников на сводах залов.

На путевых стенах – рельефный кафель в бело-бежевых тонах. Пространство освещают оригинальные многорожковые люстры, созданные А. Дамским. Они отличаются необычными витыми элементами и вазами, расположенными снизу, между плафонами.

14. Станция «Тропарево»: мир в стиле футуризма

Линия: Сокольническая
Год открытия: 2014

Свои название и дизайн станция получила благодаря расположенному поблизости Тропаревскому лесопарку. Она выглядит весьма нестандартно. Наземный павильон выполнен в форме холма, который часто сравнивают с раковиной, появляющейся из недр земли.

Пространство внутри не менее интересное и необычное. Через всю платформу тянется аллея металлических деревьев со стеклянными листьями-светильниками. Рядом с каждым «растением» – скамейка. Путевые стены отделаны зеркальными панелями. Недалеко от касс, над турникетами закреплены современные панно, на которых как бы переплетаются ветви и кроны деревьев.

15. Римская: русская история итальянской столицы

Линия: Люблинско-Дмитровская
Год открытия: 1995

«Римская» переносит нас в столицу Италии, рассказывает о ее истории, культуре, архитектуре. В оформлении станции приняли участие специалисты из этой европейской страны – А. Куатрокки и Д. Имбриги. Отделка помещений традиционная: пилоны выполнены из мрамора, пол – из гранита.

Станция выделяется скульптурным комплексом. Интересна композиция, состоящая из римских колонн-развалин с фигурами Рема и Ромула. За ними – единственный в московском метрополитене фонтан. Над эскалатором расположена скульптура Мадонны с младенцем Христом. Привлекает внимание маска, получившая название «Уста Истины». Считается, что она скопирована с каменной маски Эркола, которая хранится в одной из римских церквей. Тем не менее, «реплика» сильно отличается от оригинала.

Метро – настоящая туристическая достопримечательность столицы. Станции – истинные произведения искусства, красота которых признана во всем мире.

Автор: Ольга Гришина

Отзывы

Оставить свой отзыв