Реклама на сайте

Какие скульптуры на станции метро «Площадь Революции» приносят удачу?

11444

Фото скульптур на станции метро "Площадь революции"

«Площадь Революции» – одна из самых красивых и интересных станций московского метрополитена. Ее главное украшение – 76 бронзовых скульптур работы гениального мастера Матвея Манизера.

Здесь всегда многолюдно – пассажиры прибывают на станцию или садятся в поезда, спешат к выходам или переходят на другие ветки. Проходя по платформе, многие из них стараются коснуться монументальных фигур.

Есть примета, что прикосновение к этим бронзовым символам минувшей эпохи приносит удачу. Вера в нее настолько сильна, что некоторые монументы затерты буквально до блеска.

Станция и статуи

«Площадь Революции» – одна из первых станций столичной подземки. Ее эксплуатация началась 13 марта 1938 г.

Станция построена по проекту Алексея Душкина – известного советского архитектора, внесшего весомый вклад в развитие московского метро.

«Площадь Революции» имеет трехсводчатую пилонную конструкцию. Проходы между пилонами образуют арки, в которых и размещаются творения Манизера.

Первоначально на станции вообще не собирались размещать никаких скульптурных композиций. Ее оформление планировали посвятить приближающейся мировой революции и выполнить в едином абстрактном стиле.

Скульптуры изображают советских людей самых разных возрастов и профессий. Здесь есть революционный матрос, крестьянин, рабочий с винтовкой, пионеры, спортсмены, студенты, стахановец. Фигуры расставлены в хронологическом порядке – от событий революции до 1937 г.

Всего на станции 76 скульптур. Сначала их было 80, однако позже из-за сооружения гермозатвора четыре пришлось снять. Все художественные образы, увековеченные в бронзе, повторяются: 18 – по четыре раза и еще 2 – дважды.

Композиция начинается в западном торце станции – здесь установлены фигуры красногвардейца и матроса.

Чтобы разместить фигуры в арках, Манизеру пришлось сделать их сидящими, согнувшимися или стоящими на коленях.

Такое решение вызвало негодование у партийных функционеров и множество злых шуток со стороны рядовых граждан. Говорили, что композиция точно изображает советский народ, который или стоит на коленях, или сидит. Однако работу Манизера одобрил лично Сталин, после чего вопросов к автору больше не возникало.

В 1941 г. скульптуры эвакуировали в Среднюю Азию и вернули обратно только в 1944 г. Во время транспортировки они были сильно повреждены и приехали в Москву буквально в виде отдельных частей. Восстановить их удалось только благодаря тому, что каждая скульптура имела несколько копий.

Кого увековечили на «Площади Революции»?

Сегодня точно известны прототипы шести скульптур на «Площади Революции», имена остальных, скорее всего, навсегда останутся для нас загадкой.

Прототипами композиции «Школьницы с глобусом» стали две ученицы 91-й школы на Новом Арбате: Нина Павлова и Аня Лещинская. Любопытно, что Манизер никогда не встречался с ними, а скульптуру делал по фотографии в «Пионерской правде». Ни одна из девочек не знала об этом – они увидели себя в метро уже после войны.

Моделью для бронзового студента стал выпускник и преподаватель института физкультуры Аркадий Гидрат. До войны он был известным спортсменом, всесоюзным чемпионом по прыжкам в высоту, героем многих публикаций.

Аркадий погиб на Синявских высотах под Ленинградом. Останки героя были обнаружены только в 2001 г., до этого он считался пропавшим без вести. Долгое время родственники приезжали к скульптуре на станции, как на кладбище.

В образе спортсменки-дискоболки увековечена натурщица из мастерской Манизера Тамара Курбатова.

Прототипом революционного матроса с наганом стал курсант военно-морского училища Алексей Никитенко. Скульптор обратился в учебное заведение с просьбой подобрать ему соответствующего натурщика, после чего Никитенко в приказном порядке отправили в Академию художеств. Алексей сделал успешную карьеру на флоте, службу он закончил капитаном 1-го ранга.

Моделью для бронзового матроса с линкора «Марат» стал курсант военно-морского училища Олимпий Рудаков.

Во время войны ему пришлось повоевать в штрафном батальоне. Смыв преступление кровью, он вернулся на флот и даже пошел на повышение. Уже после войны Олимпий участвовал в походе в Великобританию, где умудрился потанцевать с самой английской королевой. Рудаков дослужился до звания вице-адмирала.

Много вопросов вызывает прототип самой знаменитой скульптуры станции – «Пограничник с собакой». Обычно пишут, что моделями для нее были знаменитый Никита Карацупа и его верный Индус.

С кого лепили пограничника – неизвестно, а прототипом собаки стала немецкая овчарка главного архитектора станции Алексея Душкина. Об этом журналистам поведал его внук, ныне известный художник.

Легенды «Площади Революции»

Москвичи приписывают скульптурам на станции магические свойства, вокруг них сложилась настоящая мифологическая система.

Самая известная из всех бронзовых фигур – это пограничник с собакой. Она пользуется огромной популярностью у студентов и школьников. Считается, что достаточно потереть морду пса – и любой экзамен или зачет будет легко сдан. Правда, на станции четыре собаки, поэтому не совсем понятно, какую именно из них нужно тереть.

Вероятно, что эту примету придумали студенты МГТУ им. Баумана, который расположен неподалеку от «Площади Революции».

Студентка с книгой помогает наладить личную жизнь. Чтобы избавиться от несчастной любви, достаточно дотронуться до ее туфельки. Она всегда натерта до ослепительного блеска.

Еще один объект паломничества – матрос с маузером. Считается, что он приносит удачу в финансовых вопросах. Вера эта настолько сильна, что «счастливый» пистолет регулярно воруют.

«Фартовым» считается и сигнальщик с линкора «Марат». Для исполнения желаний нужно дотронуться до его флажка.

Перед ответственным свиданием советуют дотронуться до груди любой женской фигуры на станции.

Считается, что «молодой инженер» приносит успех в научной деятельности и дарит вдохновение.

Весьма противоречивой является фигура птичницы с петухом. Одни говорят, что его гребень «фартовый», другие утверждают, что петух приносит несчастье, поэтому трогать его нельзя ни в коем случае. Оптимистов все-таки больше, поэтому все птицы на станции затерты до ослепительного блеска.

Большая популярность бронзовых фигур на «Площади Революции» имеет и негативную сторону. Постоянные прикосновения истерли их, привели к изменению первоначальной формы. Несколько лет назад музейщики обратились к руководству метрополитена с требованием защитить скульптуры от «вандализма».

Автор: Рубик Кубик

Отзывы

Оставить свой отзыв