Реклама на сайте

Южный речной вокзал

51

Фото южного речного вокзала

Адрес:

Южный речной вокзал - Москва, проспект Андропова, 11к2

Станция метро:

Технопарк

Южный речной вокзал – один из двух речных пассажирских вокзалов столицы. Этот объект расположен в ЮАО, на берегу Нагатинской поймы, на участке спрямления русла Москвы-реки.

Южный вокзал значительно уступает Северному и по пассажиропотоку, и в архитектурном отношении. Он не имеет статуса памятника. Возможно, поэтому власти города хотели снести его, но позже от этих планов им пришлось отказаться.

В период навигации отсюда отправляются небольшие прогулочные теплоходы, на которых можно добраться до района Печатники и парка Горького. В мэрии уже озвучивали планы по реконструкции вокзала, но когда они будут реализованы – неизвестно.

История

С момента появления объект уже три раза менял место своей дислокации.

Первое здание

Первое здание было построено в 1932 г. в Кожуховской гавани. Оно располагалось неподалеку от Даниловского моста, по адресу: Варшавское шоссе, д. 3. Рядом находилась железнодорожная платформа «Речной вокзал».

Сооружение состояло из двух павильонов, и было построено по проекту архитектора Романа Хигера. Оно практически полностью состояло из дерева, кирпич использовался только для центральной части корпусов.

Павильоны – основной и пригородный – соединялись крытым переходом. Второй этаж основного корпуса заканчивался восьмигранной крышей со шпилем, на котором находился сильный источник света. Его планировали использовать в качестве своеобразного маяка.

При проектировании большое внимание уделялось цветовой и пространственной гармонии сооружения. Расположение колонн главного вестибюля совпадало с перспективой главной лестницы, которая вела на второй этаж. Каждое помещение оформлялось в собственной цветовой гамме.

На первом этаже главного павильона размещалась комната матери и ребенка, гостиница, а на втором – ресторан и зал ожидания. В пригородном корпусе находились кассы и служебные помещения.

Здание задумывалось как временное, поэтому его установили на земляную насыпь, без фундамента.

В то время Кожуховская гавань, в которой располагался объект, была конечной точкой Московско-Окского пути. По нему корабли отправлялись на Волгу, Оку, Каму. Поэтому вокзал очень быстро стал крупным транспортным узлом, через который проходили тысячи пассажиров.

В годы войны этот объект был важным пунктом эвакуации граждан, различного имущества и оборудования московских заводов. Через него поток грузов шел в южном направлении.

Дебаркадер

Здание, построенное архитектором Хигером, простояло 40 лет. В 1972 г., после проведения углубительных работ, Южный вокзал переехал ниже по течению реки, на Нагатинскую набережную. Прежнее здание было разобрано.

Для приема пассажиров был приспособлен дебаркадер. Его пришвартовали на пересечении набережной и одноименного бульвара, неподалеку от метромоста. Он обслуживал пассажирские рейсы до Горького, Рязани, Константиново.

Современный вокзал

Дебаркадер изначально считался временным решением, но он прослужил более десяти лет. Сегодня на его месте располагается пристань «Кленовый бульвар».

Строительство нового здания было завершено в 1985 г. В следующем году он начал свою работу. Первым кораблем, отправившимся отсюда в плавание, стал теплоход «Павел Юдин». Он совершил туристический рейс в Астрахань.

Авторство проекта до сих пор вызывает споры. Одни источники приписывают его архитектору Рухлядеву, который строил Северный речной вокзал столицы. По другим данным, проект разработал Юрий Коган, занимавшийся аналогичной работой в Самаре и Осташкове.

Новое двухэтажное здание, вытянутое вдоль берега, было выполнено из стекла и железобетона в стиле советского городского модерна. Его крышу венчала башня с высоким шпилем, который заканчивался наконечником в виде силуэта парусника.

Фасад был украшен двумя скульптурными композициями. На его центральной части поместили огромный компас с символом Москвы в центре, а на правый фронтон - пять женских фигур. Они символизировали пять морей, с которыми столица соединяется водными путями. Автором этой композиции был известный советский скульптор Салават Щербаков.

Специально для Южного вокзала в Австрии заказали серию из пяти кораблей проекта Q-065. Благодаря небольшим размерам и особенностям конструкции они могли заходить даже в небольшие реки. Кроме того, эти суда отличались повышенным уровнем комфорта и прекрасно подходили для туристических маршрутов. Три корабля планировалось использовать на Москве-реке, еще два – на Оке.

Вероятно, здесь даже ожидали иностранных туристов – русские надписи на вывесках дублировались на английском языке.

Однако превратить вокзал в популярный туристический объект не получилось. Проблема была в его удаленном расположении. В 80-е годы этот район предполагали плотно застроить, а около Нагатинской набережной открыть что-то вроде советского Диснейленда.

Ничего из этих планов реализовано не было. Поэтому загруженность объекта постоянно снижалась, а в 90-е годы он остался практически без работы. Кроме того, обмеление Оки и Москвы-реки привело к значительному уменьшению судоходства в регионе.

В начале нулевых годов в здании разместился торговый центр, а в 2008 г. началась его реконструкция. Руководство вокзала заявляло о желании сохранить его функции. После реконструкции с фронтона исчезли женские скульптуры и надпись с названием, а фасад был отделан дешевым сайдингом. О первоначальном назначении сооружения сегодня напоминает лишь компас и шпиль с парусником.

Последнее открытие сезона навигации проходило здесь в 2012 г. На следующий год мероприятие перенесли в парк Горького, а в 2015 г. и вовсе отменили.

В 2017 г. власти города обратились в Арбитражный суд с иском о сносе здания, как незаконного сооружения. В претензии было указано, что реконструкция здания проведена с нарушениями градостроительных норм. Разбирательство длилось более двух лет и закончилось отказом в иске.

В 2020 г. в мэрии сообщили о планах реконструкции объекта. По словам заместителя главы Дептранса Дениса Ликсутова, масштаб работ будет сравним с реконструкцией Северного речного вокзала. Также чиновник заявил, что уже разработаны два водных маршрута, ключевой точкой которых станет Южный вокзал. Они соединят деловой центр Москвы, жилые кварталы и столичные парки. Правда, при этом не были озвучены конкретные сроки начала и завершения работ.

Остается надеяться, что эти планы будут реализованы. В этом случае Южный вокзал вполне может стать не только интересным туристическим объектом, но и важным транспортным узлом столицы.

Отзывы

Оставить свой отзыв

Мы в соц. сетях