В Эрмитаже проходит выставка, посвященная 800-летнему юбилею со дня рождения великого князя Александра Невского. Представленные экспонаты – всего 200 предметов – позволяют зрителю узнать основные события его жизни, ощутить значимость личность князя для истории всего Российского государства.
Александр Невский за годы своего правления не раз доказал, что он является талантливым политиком и великолепным полководцем. Ему удалось одержать верх над шведами, ворвавшимися в устье Невы в 1240 году, в Ледовом побоище, также Александр провел ряд решающих сражений во времена татаро-монгольского нашествия. Благодаря его умелым действиям как полководца, удалось обезопасить северо-западные границы Руси, сохранить единую веру и культурную самостоятельность народа. Александр Ярославич навсегда вошел в историю как защитник родной земли, а в 1547 году даже был причислен к лику святых.
Петр Великий также глубоко почитал Александра Невского – по его приказу в Санкт-Петербурге возвели Александро-Невский монастырь, а после завершения Северной войны в 1724 году князь стал небесным покровителем города.
Среди экспонатов выставки ключевым является серебряная гробница и вложенный в нее деревянный ковчег, в котором были перемещены мощи Александра Невского в Санкт-Петербург. Гробница представляет собой целый комплекс, состоящий из саркофага, воинских трофеев, подсвечников и пирамиды. Над ансамблем работали лучшие придворные художники императрицы Елизаветы Петровны – Г.Х. Гроот и Л. Каравак, а также несколько десятков мастеров по серебру и резчиков.
Гробница Александра Невского имела высокие шансы быть переплавленной в первые годы советской власти, но чудом избежала данной участи. Сотрудники музея сделали все возможное для сохранения памятника искусства, в том числе и во время Великой Отечественной войны. 10 лет назад началась реставрация, проходящая по сегодняшний день. Истории сохранения гробницы посвящен отдельный раздел экспозиции.
Также посетителям наверняка будет интересна история ордена Александра Невского, вручавшегося с 1725 года и до революции. Значительный раздел посвящен также трактовке образа князя художниками разных эпох.