Один из старейших петербургских музеев – Музей железнодорожного транспорта России. Музей относится к категории технических, его экспозиции посвящены истории отечественных железных дорог, эволюции подвижного состава. Коллекции размещены в большом особняке 1902 года постройки. Общая площадь экспозиционных помещений – 1200 кв. м.
Все артефакты тематически и хронологически распределены по коллекциям. Начинается экспозиция с момента появления в России железных дорог и заканчивается современностью.
Сначала посетители попадают в зал «Зарождение железных дорог», в котором находится идентичная модель знаменитого паровоза Черепановых – первого отечественного локомотива. Масштаб модели – 1 к 2. Кроме того, посетители увидят самые ранние паровозы из Британии – брунтоновский паровоз, созданный в 1813-ом году и локомотив «Ракета», разработанный в 1829 году знаменитым изобретателем Дж. Стефенсоном.
Во втором зале гости узнают о Корпусе инженеров путей сообщения – первом в Российской империи железнодорожном вузе. В экспозиции – старинные фотографии студентов, преподавателей, аудиторий Корпуса.
В третьем зале расположена выставка, посвященная одной из главных строек в истории России – прокладке знаменитой Транссибирской магистрали, связавшей центральные регионы страны с Сибирью и Дальним Востоком. Здесь можно увидеть модели всех крупных мостов через Транссиб.
Самым популярным залом среди посетителей считается четвертый. Размещенная здесь экспозиция рассказывает о строительстве подвижного состава в России. В зале находятся модели дореволюционных, советских и современных локомотивов. Каждый сможет узнать много нового о железнодорожном транспорте в России, а также увидеть модели пассажирских вагонов, разработанных для разных социальных слоев общества.
Огромный интерес вызывает и выставка средств связи, которые использовали путевые обходчики, машинисты и проводники. До середины 19-го века в поездах использовались телеграфы Сименса. Такими аппаратами был, например, оборудован состав, следовавший по первой российской железнодорожной ветке – Москва-Санкт-Петербург. Позднее телеграфы Сименса заменили на модернизированные устройства фирмы Морзе.
Шестой зал посвящен предвоенному состоянию железных дорог России и функционированию ЖД в период ВОВ. Здесь туристы увидят большую диораму разбомбленной немецко-фашистскими летчиками станции, макеты бронированных поездов, используемых в отечественной армии в годы войны.
В залах 7-11 находятся коллекции железнодорожной техники 20-21 веков. Это локомотивы, вагоны, дорожные машины, погрузчики, экскаваторы и путеукладчики. Посетители узнают, как рабочие ремонтируют пути, заделывают изломы, избавляются от коррозии рельс.
Отдельная экспозиция посвящена строительству БАМа. Здесь можно увидеть одежду строителей, документальные фотоснимки, строительную технику и приборы. В зале расположена часть пассажирского вагона, в котором студенты ехали строить Байкало-Амурскую магистраль.
Музей проводит значительную научную работу, в нем проходят лекции, временные выставки, встречи с историками и писателями.
Как добраться:
[yandexMap name="Музей железнодорожного транспорта России" description="Санкт-Петербург, ул. Садовая, 50"]Санкт-Петербург, ул. Садовая, 50[/yandexMap]