Один из самых необычных музеев Петербурга – музей «Подводная лодка С-189». Долгое время субмарина числилась в составе Северного флота, принимала участие в длительных походах, испытаниях новых разновидностей торпед и ракет.
Подлодка с честью выдержала 35-летнюю службу в суровых климатических условиях, но в девяностых годах она едва не погибла на одном из причалов Кронштадта. Легендарная субмарина оказалась на так называемом кладбище кораблей, где постепенно ее разрушали «охотники за металлом». В 1999 году в обшивке С-189 появилась пробоина, и подлодка легла на дно Купеческой гавани.
Казалось, что история корабля завершена самым печальным образом, но с С-189 произошел счастливый случай. Бизнесмен и бывший офицер подводного флота России А. Артюшин профинансировал подъем лодки и ее ремонт Канонерским заводом Петербурга. Обшивка лодки была заменена, полностью восстановлены интерьеры.
Энтузиасты убедили петербургские власти выделить под вечную стоянку С-189 место на набережной лейтенанта Шмидта. В 2010 году состоялось открытие музея «Подводная лодка С-189», ставшего настоящим возрождением корабля.
Сотрудниками музея стали бывшие подводники, знающие все о субмаринах и специфике службы на них. Некоторые из экскурсоводов были моряками С-189, и они сами являются частью истории этого корабля.
Экскурсии в музее «Подводная лодка С-189» совершенно уникальны. Посетители, попадающие на борт, временно становятся частью команды субмарины, и они должны четко выполнять указания старших по званию. Экскурсия превращается в интереснейшее приключение в атмосферном морском антураже.
Гости увидят, что представляют собой все помещения подлодки: кубрики, каюты, кухня, капитанский мостик. Нужно заранее приготовиться к тому, что внутри корабля тесно. Чтобы моряки и посетители не набили себе шишек, все торчащие металлические части тщательно покрыты поролоном. Нужно учитывать также, что высокий человек не сможет полностью разогнуться в подлодке.
Сразу после спуска через основной люк в подлодку, гости оказываются в кормовом торпедном отсеке. Отсюда и стартует осмотр экспозиций. Поражает, как в этих маленьких помещениях и узких коридорах могло находиться 56 человек – такова была численность экипажа С-189 во время морских походов. Долгие месяцы моряки проводили в таких условиях на огромной глубине.
Посетители проходят к перископу, чтобы посмотреть на Петербург с борта подлодки. Город предстает в весьма неожиданном ракурсе.
Экскурсовод обязательно рассказывает об истории субмарин класса С-189. Эти подлодки оснащали электро-дизельными моторами и четырьмя торпедами. На вооружение С-189 была принята в 1950 году, с тех пор было выпущено 215 боевых единиц.
Прочность и надежность подлодки была настолько высокой, что правительство КНР приобрело в середине 70-х годов лицензию на производство этой субмарины. В Китае было выпущено 20 единиц подлодок.
На С-189 семь отсеков, последним из которых является кормовой. Именно с него туристы и начинают осмотр. Это оружейный отсек, в котором находятся торпеды. Рядом распложен шестой отсек-убежище, в котором матросы прячутся после пуска ракеты. Пятый отсек – двигательный, здесь находятся дизельные моторы мощностью в 2 тыс. л.с. В четвертом, третьем и втором отсеках матросы спят, готовят и принимают пищу. Первый отсек – оружейный, в нем находится 2 дополнительные торпеды.
Всех посетителей удивляет замкнутый мир, в котором они оказываются. Здесь возникает ощущение, что «большой земли» не существует, есть только бесконечная морская гладь. Эффекта полного погружения создателям музея удалось добиться благодаря тщательному воссозданию подлинной обстановки на борту советской субмарины.
Экскурсовод не перегружает туристов технической информацией, добавляет в свой рассказ забавные истории из жизни подводников.
Посетители музея узнают много мелочей, которые помогали морякам налаживать более-менее сносный быт в крайне сложных условиях. Например, чтобы хлеб не покрыла плесень, корку пропитывали спиртом. Гости увидят огромные аккумуляторы, морские рации, гидролокационные приборы, аппараты шумоподавления, оснащение капитанской и офицерской кают, кают-компанию.
В музее «Подводная лодка С-189» нет неинтересных вещей. Вряд ли где-то еще у вас получится увидеть гирокомпас, пеленгатор или торпеду.
Видеоэкскурсия по музею-подводной лодке С-189: