Таврический дворец – историко-архитектурный памятник конца 18 века, объект культурного наследия России. Усадьбой владел Григорий Потемкин - главный фаворит царицы Екатерины II и талантливый военачальник, присоединивший к Российской империи Тавриду (Крым).
Строительство дворца проходило с 1783 по 1789 годы под руководством архитектора И. Старова. За два с лишним века своего существования здание неоднократно переделывалось.
Внешний вид Таврического дворца лаконичен и прост: в этом плане строение сильно контрастировало с роскошными замками екатерининской элиты.
Дворец – яркий представитель русского классицизма. Три двухэтажных корпуса соединены в единую композицию флигелями. Над главным фасадом расположен купол, вход во дворец образован шестью белоснежными колоннами. Внешняя простота здания компенсировалась роскошью внутреннего убранства: дорогой мебелью, огромными коврами, гобеленами, зеркалами, множеством картин в позолоченных рамах.
Во дворце Потемкина проходили самые шикарные балы в Петербурге. Один из балов князь организовал, желая возвратить благоволение императрицы, которая в ту пору увлеклась другим мужчиной. Мероприятие в стиле «Тысячи и одной ночи» надолго запомнилось петербуржцам, но царица все-таки не вернулась к Потемкину.
Князь был редким гостем в Таврическом дворце. В основном, он приезжал сюда на светские рауты.
Потемкин – выходец из небогатой дворянской семьи. Недюжинный ум и природная смекалка позволили Григорию Александровичу сделать блестящую карьеру, взобравшись к самым высотам российской власти.
В 1782 году князь был назначен генерал-губернатором юга Российской империи. Когда Потемкин приезжал в столицу, он останавливался в Зимнем дворце. Такая ситуация казалась князю унизительной, и он решил построить собственный дворец.
На месте нынешнего Таврического дворца в 18-ом веке находилась военная слободка Красногвардейского полка. Потемкину эти места были хорошо знакомы: именно в Красногвардейском полку началась его блестящая армейская карьера.
Своего друга, архитектора И. Старова, князь попросил сосредоточить основные усилия не на внешнем лоске, а на внутреннем убранстве. Во дворе Таврического Потемкин повелел установить скульптуру Екатерины II.
Обязанности генерал-губернатора заставляли князя проводить в южных регионах страны очень много времени. Дворец в столице стал его финансово тяготить, и в 1790 году Потемкин расстался с этой недвижимостью, продав ее государству.
Однако, здание не собиралось отпускать своего первого владельца. После взятия Измаила императрица заявила князю, что Таврический дворец снова переходит в его распоряжение. Строение стало центром торжеств в честь победы русского оружия. В мероприятиях участвовало 3000 человек, на праздник пускали простых петербуржцев, для которых были установлены столы с яствами и вином.
Через семь месяцев после взятия Измаила князь Потемкин скончался. Наследники Светлейшего продали Таврический дворец Екатерине II.
Во времена Павла I здание было передано под казармы Конногвардейского полка. В зимнем саду были оборудованы конюшни, в залах установлены койки для гвардейцев. Конечно, такое обращение привело к ускоренному разрушению внутреннего убранства дворца.
При Александре I полк был переведен в другое место, а Таврический дворец прошел реставрацию. В 19-ом веке в здании квартировал знаменитый историк Карамзин. Сохранился кабинет, в котором он писал «Историю государства российского».
Таврический дворец сыграл важнейшую роль в политической жизни страны: именно в нем Николай II разместил первый российский парламент – Государственную думу. В 1917-ом во дворце находился штаб Временного правительства, затем – петербургского Совета большевиков.
В наше время в Таврическом дворце находится ассамблея стран СНГ. Туристов на входе обязательно проверяют металлоискателем. В здании работает Музей российского парламентаризма, экспозиции редкой живописи и антикварных книг.
В Купольном зале Таврического дворца находится огромный орган, построенный в Испании. Здесь регулярно проходят концерты органной музыки. Стоимость билетов: от 400 до 1400 рублей.
Таврический дворец, несмотря на внешнюю простоту, стал важнейшим явлением в русском архитектурном искусстве. Здание стало считаться эталоном дворянской усадьбы: дома с похожим фасадом помещики начали возводить по всей России.
Видео: