Императорская Академия художеств: храм искусства на берегах Невы

2433
Императорская Академия художеств: храм искусства на берегах Невы

Фото Императорской Академии художеств

  • Время: пн-пт 10:00–18:00

Где находится Императорская Академия художеств

Адрес

Санкт-Петербург, Университетская набережная, 17

Станция метро

Василеостровская, Спортивная, Адмиралтейская

Показать на карте

Величественное здание на Университетской набережной Васильевского острова приковывает взгляды уже более двух с половиной веков. Это Академия художеств - не просто памятник архитектуры, а живое воплощение российской художественной традиции, место, где рождались шедевры и формировались судьбы великих мастеров.

Мечта о русской школе искусств

Идею создания российской академии изящных искусств высказывал ещё Петр I. Он успел за год до смерти подписать указ об академии, в которой бы обучали языкам, наукам и знатным художествам. Однако по-настоящему воплотить замысел великого реформатора смогли только его потомки.

Императорская Академия художеств

В 1757 году решением Сената в России была учреждена Академия художеств. Больше века она оставалась единственным в стране высшим учебным заведением, где обучали изобразительным искусствам. Инициаторами создания стали Михаил Ломоносов и Иван Шувалов. Именно Шувалов, имея влияние на императрицу Елизавету Петровну, добился учреждения «особой трех знатнейших художеств академии». Под знатнейшими подразумевались живопись, ваяние и зодчество.

Первое время Академия формально числилась при Московском университете, но фактически это был сугубо петербургский проект. За отсутствием казённых помещений занятия проходили прямо у Шувалова дома, в особняке на Садовой улице. Даже иностранных преподавателей он поначалу приглашал на собственные деньги.

Императорская Академия художеств

Рождение архитектурного шедевра

Екатерина II, придав Академии статус Императорской, посчитала, что учреждению необходимо одно большое новое здание взамен нескольких старых, не приспособленных для учебных целей. В 1758 году из Парижа архитектором Жаком Блонделем был прислан проект, но императрица отвергла его.

Новый проект разработал Жан-Батист Валлен-Деламот при участии архитектора Александра Кокоринова, ставшего первым директором Академии. Проект был утверждён в начале 1764 года.

Императорская Академия художеств

Торжественная закладка здания состоялась в присутствии Екатерины II и наследника -великого князя Павла Петровича 7 июля 1765 года. Екатерина Великая собственноручно положила в основание академического храма закладной порфировый камень.

В феврале 1771 года академический Совет приостановил строительство из-за недостаточного финансирования. В следующем году скончался Кокоринов, которого обвинили в растрате выделенных средств. До отъезда во Францию в 1775 году работами руководил Валлен-Деламот, затем его сменил профессор архитектурного класса Юрий Фельтен.

К 1789 году работы по возведению были завершены, но отделка интерьеров Академии художеств велась вплоть до 1817 года. В создании новых интерьеров принимали участие многие выдающиеся архитекторы. Существенный вклад внёс Константин Тон - один из крупнейших архитекторов середины девятнадцатого века, а завершил отделку его ученик Александр Резанов.

Императорская Академия художеств

Архитектурная гармония

Геометрически правильный план, ясная и чёткая структура симметричных фасадов, мерный ритм ордерных элементов, сдержанность убранства последовательно воплощали принципы раннего петербургского классицизма. План здания представляет собой безупречный квадрат - геометрическую фигуру, символизирующую совершенство и гармонию.

Фасад впечатляет архитектурным решением: три величественных ризалита над главным входом, парные тосканские колонны по бокам. Между колоннами располагались скульптуры Флоры и Геркулеса. Монументальный купол венчала композиция с Минервой и тремя мастерами искусств.

Императорская Академия художеств

Большой главный купол здания венчала деревянная статуя богини Минервы работы Прокофьева. В 1860 году она была демонтирована, и на этом месте установили в 1885 году скульптурную композицию «Минерва, окружённая мальчиками-гениями искусств» работы Александра Бока, которая была утрачена спустя пятнадцать лет в результате пожара. В 2000-х годах скульптура была восстановлена.

Говорят, что одно из условий проекта установила сама Екатерина II. Она приказала построить здание так, чтобы внутри был круглый двор «для того, чтобы все дети, которые тут учиться будут, имели бы перед собой величину купола собора святого Петра в Риме». Внутренний двор диаметром пятьдесят пять метров представляет собой точную проекцию купола римской святыни.

Планировка здания отражала иерархию академической жизни. Первый этаж занимали резиденции руководства и ведущих преподавателей. Второй этаж отводился под парадные помещения: конференц-зал, художественные галереи, библиотеку, учебные аудитории. На третьем этаже располагались учебные классы, общежитие для педагогов и студентов, лазарет.

Императорская Академия художеств

Уникальная особенность интерьера - протяжённая анфилада залов, украшенная копиями шедевров мирового искусства, опоясывающая здание по периметру. На полу при входе в главное здание можно заметить выложенные мозаикой римские цифры MDCCLXIV. Они напоминают о 1764 годе, в котором был заложен первый камень Академии.

Императорская Академия художеств

Сфинксы — стражи набережной

В 1832 году напротив здания Академии художеств решили устроить широкую пристань в связи с масштабными работами по благоустройству Университетской набережной. Её проект составил архитектор Константин Тон. Пристань планировалось украсить бронзовыми фигурами коней с укротителями, но отливка оказалась за рамками утверждённой сметы.

Находящиеся сейчас на пристани сфинксы были найдены в 1820 году при раскопках в Фивах. Они были изготовлены в четырнадцатом веке до нашей эры из асуанского гранита. В 1825 году их обнаружил греческий авантюрист Янис Атанази, работавший на британского консула.

В 1830 году в Александрии сфинкса увидел Андрей Муравьёв, который после Русско-турецкой войны отправился в путешествие по святым местам. Изваяние произвело на него столь сильное впечатление, что он незамедлительно написал российскому послу с предложением купить сфинксов за сто тысяч франков.

Николай I испросил мнение Академии художеств о целесообразности приобретения. Покупателем первоначально выступило французское правительство, но сфинксы были уступлены России за шестьдесят четыре тысячи рублей.

Сфинксы плыли почти год - сначала по Средиземному морю, потом вдоль берегов Франции и Англии в Балтийское море. В 1832 году они прибыли в Петербург на итальянском корабле «Буэна Сперанца». Вес каждого сфинкса составлял двадцать три тонны.

Пока шли строительные работы, скульптуры почти два года простояли во дворе Академии. В апреле 1834 года пристань была готова, и сфинксы заняли свои места на высоких гранитных постаментах по обе её стороны.

Изначально фигуры древних чудовищ вызывали у горожан неприятие, однако вскоре пристань со сфинксами стала одним из любимых мест горожан и породила новые городские легенды. Голова каждого из сфинксов украшена короной царя Верхнего и Нижнего Египта, на лбу - украшения в виде кобры, покровительницы фараонов. Шею украшает ожерелье из шести рядов бус. На груди - медальон с высеченным именем фараона Аменхотепа III и его титулом.

Золотой век академизма

В «век академизма» в Академии художеств учились выдающиеся художники. Самые известные из них: Илья Репин, Карл Брюллов, Валентин Серов и Василий Суриков. Здесь постигали мастерство Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Иван Шишкин, Архип Куинджи, Иван Крамской.

Студенты Императорской академии художеств создали и оформили знаменитые петербургские святыни: Казанский и Исаакиевский собор, Спас на Крови, а также московский храм Христа Спасителя.

Внутренний двор Академии художеств

9 ноября 1863 года четырнадцать самых выдающихся учеников императорской Академии художеств обратились в Совет с просьбой заменить конкурсное задание - написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии - на свободное задание. На отказ Совета все четырнадцать человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали Санкт-Петербургскую Артель художников, позже преобразованную в Товарищество передвижных художественных выставок.

Испытания XX века

Академия художеств продолжала работу до Октябрьской революции. В 1918 году в здании появились художественные мастерские, а старое учебное заведение расформировали. Три года спустя Академия художеств вновь была открыта. После этого она несколько раз переименовывалась и переживала реорганизацию.

Весной 1942 года в круглом дворе и академическом саду устроили огороды, спасшие жизнь многим людям во время блокады. К защите дипломов было допущено около шестидесяти человек, многих из них специально вызвали с фронта.

Императорская Академия художеств

В 1950-х годах был проведён капитальный ремонт здания. Старые перекрытия заменили на железобетонные. В 1972-1980 годах реставрировались парадные залы.

Музей и его сокровища

Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств представляет собой уникальное художественное собрание не только в России, но и в мире. Возникнув в середине восемнадцатого века одновременно с Академией художеств, музей превратился в собрание поистине уникальное.

Только здесь, знакомясь с работами учеников и педагогов, можно увидеть, с чего начинает будущий художник, какие ступени ведут к вершинам мастерства. Постоянные экспозиции развёрнуты в трёх этажах циркуля - внутреннего концентрического корпуса здания Академии.

Императорская Академия художеств

Живописная галерея музея восхищает посетителей полотнами выдающихся русских мастеров XVIII-XXI веков, дипломными работами воспитанников академии и произведениями западноевропейских художников. Скульптурная коллекция, включающая античные слепки, оригинальные произведения русской пластики и модели знаменитых памятников, позволяет проследить эволюцию пластического искусства от древности до наших дней.

Особую ценность представляет богатейший графический фонд музея. Архитектурные чертежи и проекты, учебные рисунки, эстампы, гравюры, акварели и пастели составляют золотой фонд русского изобразительного искусства. Научный архив бережно хранит исторические документы, фотоматериалы и личные фонды художников.

Императорская Академия художеств

Архитектурное наследие

Вместе с Меншиковским дворцом, зданием Академии наук, Кунсткамерой и другими памятниками архитектуры XIII-XIX веков здание Академии художеств является важным элементом в общей панораме набережных Невы.

Академия - первое в Европе специально сооружённое здание для учебного заведения такого рода. Геометрическая правильность плана, строгость классицистических форм, монументальность и сдержанность убранства создают ощущение величия.

Императорская Академия художеств

Расцветка строения сдержанная, жёлто-белая, очень характерная для классицизма. Благодаря лаконичности и чёткости линий здание остаётся одним из самых узнаваемых символов петербургской культуры. Оно органично вписалось в панораму невских берегов и стало неотъемлемой частью исторического центра города.

Современная жизнь Академии

В историческом здании на Университетской набережной в наши дни работает Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина - Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры. Это старейшее художественное учебное заведение России бережно хранит традиции академического образования.

В аудиториях и мастерских под руководством опытных наставников будущие живописцы, скульпторы, графики, архитекторы, искусствоведы и реставраторы постигают тайны художественного мастерства. Здесь не просто учат технике - здесь формируют новое поколение творцов, способных сохранять и развивать богатейшие традиции русской академической школы.

Автор: Рубик Кубик

Отзывы

Оставить свой отзыв