Массандровский дворец императора Александра III – величественный образец российского зодчества XIX столетия. Изящный замок с домашней атмосферой и уютным парком расположился в Крыму, неподалеку от Ялты.
Исторический экскурс
Крымский поселок Массандра после включения полуострова в состав российских земель сменил несколько владельцев. Одна из собственниц – С.К. Потоцкая – заложила здесь парк, но строительством дворца занялся князь С.М. Воронцов. Был разработан проект здания в стилистике замков времен Людовика XIII, возведены два этажа и крыша с мансардными оконными проемами, обустроена часть подвальных помещений.
После смерти генерала Воронцова работы приостановили, и вскоре имение перешло в собственность императора. Реализация проекта была поручена русскому архитектору М.Е. Месмахеру, сохранившему габариты и стены сооружения. Однако зодчий активно задействовал инновационные для того времени материалы и методики оформления помещений, чтобы трансформировать мрачный замок в практически волшебный дворец. Творчески оформили не только внутренние залы, но и внешние лестничные пролеты, и дорожки в парке.
Несмотря на сказочный облик, дворец так и не стали задействовать в роли летней резиденции. Император Александр III использовал постройку в качестве охотничьего домика, но для размещения двора здесь было недостаточно места.
После Октябрьской революции дворцовый комплекс превратили в противотуберкулезный санаторий. В годы Великой Отечественной войны здание осталось нетронутым, сохранились и детали интерьера.
В период советской власти дворцовым комплексом пользовались генеральные секретари КПСС и прочие элементы партийной верхушки.
В 90-е годы прошлого столетия из дворца сделали музей, где детально воспроизвели первоначальную обстановку и дополнили экспозицию подлинными предметами быта, которыми владели Романовы.
Сегодня Массандровский дворец – филиал «Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника».
Архитектура и внутреннее устройство дворца
Первоначальный проект дворца задумывался как шедевр европейской архитектуры, был насыщен готическими арками и башенками, декорированными в манере луарских замков XV столетия. В отличие от французов, российские мастера выкладывали стены не из белоснежных камней, а из желтоватых местных стройматериалов. Поэтому экстерьером и размерами дворец значительно уступал шедеврам зодчества Франции.
Поскольку генерал С.М. Воронцов был одинок, замок получился очень компактным. Впоследствии здесь поместились только спальни представителей монаршей семьи, кабинеты, несколько комнат отдыха и служебные помещения.
Большая часть дворцовой отделки восстановлена по сохранившимся изображениям и описаниям современников. Однако здесь экспонируются оригинальные предметы меблировки, фурнитура, декоративная лепнина и напольные плитки.
Обстановка каждого зала отображает тренды, актуальные при оформлении аристократических замков в разные годы.
Расположенные на первом этаже вестибюль, столовая и помещения для отдыха стилизованы под рыцарские средневековые покои. Усиливают впечатление низкие потолки и небольшие бойницы-окна. Такой ход позволил изящно обыграть лаконичные габариты нижнего уровня. Стены облицованы голубыми изразцами, а полы выложены метлахской плиткой – все это добавляет пространству легкости и воздушности.
Бильярдная декорирована в жанре английского Возрождения. Резные панели созданы искусными российскими ремесленниками, потолок украшает лепнина интересной геометрии, установлен камин, облицованный чеканкой и деревом. На стенах разместились подлинники полотен художников В. Верещагина, В. Котарбинского.
Винтовая лестница ведет на второй этаж в личные покои царя и его супруги. Приемная Марии Федоровны декорирована тончайшей резьбой и лепниной в стилистике рококо. В императорской приемной сегодня экспонируются вещи, подаренные царской чете на серебряную свадьбу. Кабинет Александра III обустроен в стиле ампир и известен уникальной меблировкой, изготовленной по наброскам легендарного Огюста Монферрана.
На последнем этаже разместилась картинная галерея. В постоянно действующую экспозицию включены работы советских живописцев и скульпторов, творивших в жанре соцреализма. Стены украшают изображения героев труда, сюжеты из трудовых будней, классические композиции и локации из жизни В.И. Ленина.
С открытой террасы открывается захватывающая панорама морского побережья и дворцового парка, выдержанного в натуральном английском стиле. В естественной среде растут более 250 сортов деревьев и кустарников, включая экзотические виды. Здесь разбит роскошный розарий, функционирует фонтан со львами.
Сохранность дворцового ансамбля и вещей, принадлежащих династии Романовых, грамотно спроектированные выставочные пространства, увлекательность экскурсий ежегодно привлекают в Массандровский дворец императора Александра III туристов и исследователей истории.