Название «Казанский собор» вызывает, наверное, у большинства путешественников ассоциации с величественным красавцем-храмом, который находится на одноименной площади в Санкт-Петербурге.
Однако и в Москве, на Никольской улице, совсем рядом с Красной площадью стоит собор с таким же именем и не менее богатым прошлым. Название оба храма получили от иконы Казанской Божией Матери, с которой связаны многие события истории России.
О ее обретении существует такая легенда: через 27 лет после взятия Казани Иваном Грозным в городе случился пожар, в результате которого сгорело много домов, в том числе, и стрельца Онучина. Его маленькой дочери Матроне во сне явилась Богородица и попросила откопать икону под развалинами дома. Эта просьба была выполнена.
Так и явилась свету чудотворная икона, которая стала в некотором роде спасительницей земли русской. С нее было сделано множество списков (копий), с одним из которых ополчение князя Пожарского отправилось освобождать Москву от поляков. 4 ноября (22 октября) 1612 года был отслужен молебен перед этой иконой, и начался штурм Китай-города, завершившийся триумфом.
13 лет спустя князь Пожарский в знак благодарности чудотворному образу за дарованную победу на собственные средства построил деревянный собор, который и стал называться Казанский. Однако вскоре очередной московский пожар его уничтожил, и с 1635 по 1636 год храм восстанавливали, используя в качестве стройматериала кирпич.
В итоге получился небольшой собор. Украсили его своеобразными кокошниками, благодаря им он выглядел нарядно и торжественно.
Цветовая гамма храма (сочетание золотого, красного и белого цветов) была выбрана согласно византийской православной эстетике. В ней золото символизирует Божественное сияние, красный цвет – очищающий от греха огонь, белый – чистоту и святость. Это в полной мере отражало главный смысл Казанского собора – храма воинской доблести православной Москвы. Чудотворная икона помогла изгнать польских интервентов, перед ней молился Петр I в преддверии Полтавской битвы, а Кутузов – перед решающим сражением с Наполеоном. В этом соборе свято чтится память всех воинов, сложивших головы за русскую землю.
Однако судьба храма оказалась воистину мученической, его переделывали, сносили и восстанавливали. Так в конце XIX века под руководством архитектора Н. Козловского был изменен фасад, убраны кокошники, в результате чего получилась стандартная, по словам митрополита Леонтия, «сельская церковь». Эта переделка пришлась не по вкусу не только духовенству, но и прихожанам, которые собрали средства на возвращение храму первоначального вида. С 1925 по 1930 г. архитектор П. Барановский произвел реконструкцию, однако 6 лет спустя Казанский собор снесли, построив на его месте сначала павильон в честь Интернационала, а затем общественное отхожее место.
В 1990-1993 г. по фотографиям и чертежам П. Барановского собор был восстановлен. Чудотворная икона Казанской Божией Матери вернулась в него и продолжает оберегать Россию от бед.