Каким бы стал привычный для нас мир, если бы Эйфелеву башню, как это и планировалось, снесли после Всемирной выставки? Если бы Америка не получила в дар скульптуру статуи Свободы? Если бы привычные нам памятники, дворцы, музеи обрели иной вид?
Именно такими вопросами задается посетитель выставки, проходящей в музее GARAGE. На ней собраны проекты, которые предлагались для реализации, но по какой-то причине реализованы не были. И изучение этих причин – предмет не менее интересный, чем изучение самих проектов. Мало что может с такой же яркостью и точностью описать время, чем подобные причины. Достаточно одного слова «пандемия» и мы понимаем, почему не была реализована выставка Петра Жеребцова для берлинской Галереи в Зальбау. Увидеть ее можно здесь, но автор не теряет надежды после снятия ограничений все же реализовать свой проект.
И также много о России ХХ века скажут причины, по которым отвергли проект светозвукового оформления Красной площади или танцплощадки и административного здания в Парке Горького. А ведь, прими их, и сам музей бы сейчас существовал в ином пространстве. И по совсем другому парку могли бы гулять петербуржцы, будь реализован проект «Меланхолия» от Петра Белого. Заслуживает интереса и проект каталога «Музей желаний», в котором собраны десятки творческих идей женщин-художниц.
Выставка дополнена лекциями, экскурсиями, выступлениями кураторов, которые помогут посетителям разобраться в сложной причинности запретов, меняющих наш мир. О том, как вытеснялся андеграунд, ставший во всем мире визитной карточкой русского искусства начала ХХ века, какие экономические и инженерные ограничения повлияли на принятие решений.