Что может рассказать о времени лучше, чем детская игрушка? Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина приглашает заглянуть в мир прошлого через призму детства – на выставке «Августейшие. Куклы» представлены уникальные куклы и игрушки второй половины XIX – начала XX века. Это не просто выставка, это путешествие в эпоху, когда игрушки были не только забавой, но и отражением общественных идеалов, модных тенденций и даже государственной политики.

фото с сайта www.pushkinmuseum.art
Как куклы стали произведениями искусства
В эпоху Просвещения взгляды на детство и воспитание начали меняться – ребёнок стал восприниматься как самостоятельная личность, нуждающаяся в особом подходе. Именно в XIX веке куклы перестали быть просто игрушками и начали стремительно превращаться в настоящие произведения искусства. Их создавали из воска, фарфора, бисквита, уделяя внимание мельчайшим деталям: от утончённых черт лица до модных нарядов, сшитых вручную из дорогих тканей и кружев.
Интересно, что куклы в это время служили не только для игры. Они выполняли сразу несколько функций: украшали интерьеры, подчеркивали статус владелицы, становились предметами коллекционирования. А иногда – и объектами подражания. Девочкам нередко шили одинаковые наряды с их куклами, воспитывая вкус и приучая к моде с раннего возраста.

фото с сайта www.pushkinmuseum.art
Миниатюры взрослой жизни
Удивительно, но копии взрослого мира в масштабе 1:10 были не просто декоративными. Они имели практическое значение. Миниатюрные плиты, наборы посуды, швейные машинки и даже кукольные сервизы помогали девочкам осваивать навыки ведения хозяйства. Принцип соразмерности – когда предметы для ребёнка и куклы соответствуют друг другу по форме и функциям – стал важной частью воспитательного процесса через игру.
Особую популярность в высшем обществе приобрели куклы из Германии и Франции. Их не просто одевали в модные платья – порой шили целые гардеробы, создавали уменьшенные копии комнат, а мебель, посуда и аксессуары изготавливались на заказ на стекольных и фарфоровых фабриках.

фото с сайта www.pushkinmuseum.art
Куклы как отражение культурной политики
Куклы также служили инструментом культурной репрезентации. Так, в конце XIX века в России начали шить наряды для кукол, вдохновлённые национальными костюмами различных губерний. Один из самых редких экспонатов выставки – набор из восьми тряпичных кукол в традиционных одеждах народов Российской империи. Этот комплект был создан в 1896 году, специально ко дню официального визита Николая II во Францию, и преподнесён в дар императорской семье.
Подобные куклы не просто демонстрировали этническое разнообразие империи – они служили своеобразным дипломатическим жестом, рассказывая о богатстве и многообразии российской культуры через детские игрушки.

фото с сайта www.pushkinmuseum.art
Французские мотивы и атмосфера праздника
Параллельно с интересом к этнографии в России, во Франции возникла мода на куклы в провинциальных нарядах. На выставке можно увидеть кукол в характерных для французской провинции Бретань костюмах с бретонской кукольной мебелью.
Завершающий раздел выставки посвящён рождественским и новогодним традициям. Здесь можно увидеть искусственную ёлку начала XX века, старинные елочные украшения, кукольный домик, заснеженную карусель с миниатюрными фигурками, а также уникальный экспонат – французский театр Гиньоль, принадлежавший цесаревичу Алексею. Театр со специальной ширмой и набором из семи перчаточных кукол сопровождал наследника императорского престола в течение всех праздничных дней и, по сути, был его личной игровой сценой.

![Сообщество Mos-Holidays.ru в Одноклассниках]](https://mos-holidays.ru/wp-content/themes/holidays-7.4-php/images/soc5.png)