Старинная усадьба Остафьево – объект культурно-исторического наследия России федерального значения.
Легенда гласит, что название «Остафьево» появилось, когда приехавший к хозяину – Петру Вяземскому, поэт Александр Пушкин, имея в виду свой багаж, сказал лакею: «Оставь его».
В начале XIX в. называли село – Астафьевское; была усадьба и Резаново, и Климово, и Астафьево.
Знатные хозяева и славные гости
Подмосковная усадьба, обращенная ныне в музей, была куплена князем Андреем Вяземским, чиновником и литератором, в конце XVIII в. у некоего господина Журавлева, в честь рождения своего сына Петра. Липовая аллея парка стала весомым аргументом в пользу покупки. Близлежащее село Остафьево и 150 душ крепостных были куплены «в довесок».
Петр Андреевич Вяземский – литературный критик и поэт-романист, историк, биограф-мемуарист посвятил Остафьеву стихотворения «Родительский дом», «Деревня», «Сельская церковь» и др.
В числе славных посетителей и гостей усадьбы «Остафьево» – Н.Карамзин, работавший здесь над «Историей государства Российского»; А.Пушкин – друг и соратник; представители литературно-поэтической школы русского «Золотого века»: В.Жуковский, К.Батюшков, А.Грибоедов, И.Тургенев, А.Мицкевич, Н.Гоголь, Денис Давыдов.
Павел Вяземский становится владельцем поместья «Остафьево» в 1865 г. В числе его преобразовательной деятельности – сохранение мемориальных комнат отца, Н.Карамзина и А.Пушкина, обустройство Готического зала и собрание картин немецких живописцев, часть которых ныне находится в московском Пушкинском музее.
В семейном владении Вяземских Остафьево находилось до 1898 г. Далее перешло графскому роду Шереметевых. В это время обустраивается аллея лип «Русский Парнас», устанавливается плеяда «литературных» памятников.
В конце XIX в. предпринимается попытка систематизировать российское литературное наследие пушкинских времен изданием Остафьевского архива. Неизданные документальные материалы Вяземских находятся в фондах Национальной библиотеки России.
После национализации в советское время в усадьбе был музей, пионерский лагерь, правительственный Дом отдыха. В этот период обновлена планировка главного дома, пристроена балюстрада, но утрачена первоначальная оригинальность парка.
Внешний и внутренний облик усадьбы Остафьево
Двухэтажный дом-усадьба начала XIX в. в стиле русского классицизма, с колоннадами и флигелями, на берегу старинного озера. Автор проекта неизвестен, как неведом и архитектор, спроектировавший близлежащую Свято-Троицкую церковь.
Изначально архитектурный ансамбль Остафьева включал здание главного дома, кирпичный завод, оранжереи, хозяйственные постройки, теплицы, 2 моста, один из которых – мост-плотина.
По парадной лестнице гости попадали в вестибюль дома – картинную галерею с шедеврами живописи XV-XVI вв., обустроенной П.Вяземским.
В Овальный зал можно было попасть из вестибюля. По обе стороны от зала находились большая столовая, персональные библиотеки и кабинеты всех Вяземских. Гостиная, спальни. Фамильная библиотека семьи к концу XIX в. насчитывала 22 тыс. томов.
Второй этаж – комната Н.Карамзина, где на протяжении 12 лет он написал 8 томов «Истории государства Российского» и тематические «музейные» комнаты.
Эталон русской усадебной культуры – Остафьево, в конце 80-х прошлого века стало Литературно-историческим Музеем. А в 1995 г. Музей-усадьбу «Остафьево» – «Русский Парнас» внесли в список объектов культуры и истории федерального уровня. Территория парка занимает около 22 га.
Постоянно проводятся работы по реставрации, но музей и парк принимают посетителей.
Кабинет Медали представляет тематическую экспозицию «300 лет истории медали в России», об этапах реставрации рассказывает экспозиция «На диво будущим векам», об архитектурных находках – «То день, то новый дар».
Среди уникальных коллекций музея – собрание журналов, книг, альманахов первой половины XIX в., гербарий Е.П. Шереметевой.
Проводятся экскурсии «Пушкин и Остафьево», «С.Д. Шереметев – основатель общедоступного музея», «Церковь живоначальной Троицы в Остафьеве», «Пушкин. Вяземский. Гоголь» и др.