В Петербурге открылась выставка «Тихая жизнь вещей. Редкие натюрморты из частных собраний». В одном пространстве собраны почти 200 произведений неизвестных работ ленинградских мастеров. Эти подлинные находки, хранившиеся в частных коллекциях. Поэтому они нигде ранее не выставлялись.

фото с сайта www.oph-art.ru
Натюрморт, который оживает
Жанр натюрморта в русском искусстве особенно ярко расцвёл на рубеже XIX–XX веков. Это уже не просто «мёртвая природа», а живое, трепетное пространство, наполненное светом, воздухом и вниманием к деталям. Что-то знакомое, почти домашнее, но при этом художественно безупречное. Именно такой подход к жанру стал основой для ленинградских мастеров, чьи работы представлены на этой выставке.
Ленинградская школа живописи начала формироваться в 1930-х годах в стенах института имени Ильи Репина. К середине XX века она выработала собственный язык - строгий, но тёплый, академичный, но живой. Художники стремились не просто воспроизвести реальность, а передать её настроение, внутреннюю ритмику, цветовую гармонию. Особенно активно это направление развивалось с 1950-х годов: натюрморт становился всё более личным, глубоко символичным, полным тонких смыслов.

фото с сайта www.oph-art.ru
Коллекции, которые раньше не показывали
Выставка объединяет произведения из нескольких частных собраний. Одно из самых интересных - коллекция Аркадия Субботина, инженера с огромной душой и любовью к искусству. Он начал собирать картины ещё в 1960-х, и за годы дружбы с художниками собрал собственную камерную коллекцию. Эти работы никогда не выставлялись раньше, и именно они придают выставке особый, почти интимный характер.

фото с сайта www.oph-art.ru
Также в экспозиции представлены работы из собраний историка искусства Сергея Иванова и коллекционера Николая Зайкова. Особый интерес вызывают произведения из фондов «Общества поощрения художеств» - они позволяют по-новому взглянуть на развитие ленинградской школы и её героев.
Натюрморт как способ говорить о личном
На выставке можно увидеть произведения художников из прославленной группы «Одиннадцать», для которых натюрморт - не просто жанр, а способ самовыражения. Например, Лидия Милова создавала декоративные, экспрессивные полотна с насыщенным цветом - её работы буквально вспыхивают на фоне остальных. А Лев Русов, известный портретист, переносил в натюрморт ту же остроту и драматизм, что и в изображения людей. Его произведения - это не просто предметы, а сцены, полные напряжения и глубинного смысла.

фото с сайта www.oph-art.ru
Сильвия Кофман, театральный художник, добавляла в натюрморты динамику и сценическую выразительность. А Георгий Верейский, известный график и последователь «мирискусников», представлен редкой работой 1930-х годов, только что поступившей в фонд Общества.

![Сообщество Mos-Holidays.ru в Одноклассниках]](https://mos-holidays.ru/spb/wp-content/themes/holidays-7.4-php/images/soc5.png)