30 шедевров коллекции Эрмитажа: от картин до скульптур, часов и мумий

10219
Адрес:

Государственный Эрмитаж - Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 6-8

Станция метро:

Адмиралтейская, Невский Проспект, Гостиный Двор

Показать на карте

Эрмитаж уверенно входит в ТОП-20 лучших музеев мира. Он имеет представительства внутри России и за ее пределами. Уникальная коллекция включает более 3 миллионов произведений искусства. В экспозиции входят работы Джорджоне, Матисса, Микеланджело, Рафаэля, Рембрандта, Леонардо да Винчи, Пикассо, Рубенса и других гениев разных эпох. Приглашаем вас совершить «прогулку» по галереям и залам музея и познакомиться с шедеврами собрания.

Картины

1. «Юдифь», Джорджоне

Год создания: 1504
Здание: Большой Эрмитаж
Зал: 217

Джорджоне – один из выдающихся художников эпохи Высокого Возрождения. Его творчество сильно повлияло на особенности венецианской живописи и определило ее путь в XVI веке. «Юдифь» – произведение, которое без всяких сомнений принадлежит кисти данного автора, бесспорных работ которого сохранилось мало.

В центре сюжета – девушка, библейская героиня, которая спасла своей родной городок от ассирийцев. Юдифь сумела обмануть захватчиков и отрубить голову их полководцу. Несмотря на весь ужас ситуации, полотно открывает перед зрителем полный гармонии и умиротворения окружающий мир, показывающий, что жизнь и смерть идут рядом и неразрывно связаны между собой.

2. «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком»), Леонардо да Винчи

Годы создания: 1478—1480
Здание: Большой Эрмитаж
Зал: 214

Да Винчи – гений своей эпохи. «Мадонна Бенуа» – раннее произведение живописца, тем не менее оно ярко демонстрирует безграничный талант и новаторский подход автора. Леонардо сумел передать в картине освещение, игру теней, что не было характерно для полотен итальянских мастеров того времени.

Мария, написанная с модели, выглядит в соответствии с модой XV века. Женщина смотрится предельно естественно: черты ее лица неидеальны, позы и жесты просты, немного неловки. Она показывает младенцу цветок, а тот тянется за ним, как за игрушкой. Примечательно, что лепестки сердечника расположены в форме креста. Они символизируют распятие, намекая на дальнейшую судьбу Христа.

3. «Мадонна Литта» («Мадонна с младенцем»), Леонардо да Винчи

Годы создания: середина 1490-х
Здание: Большой Эрмитаж
Зал: 214

«Мадонна Литта» – один из шедевров Ренессанса, образец стиля, который стал популярен в эпоху Высокого Возрождения. Картина – ода материнству, рассказ о главных человеческих ценностях. Полотно показывает добрую и нежную женщину, которая кормит малыша. Через оконные проемы видны взмывающие к небу горы. Они напоминают о грандиозности мироздания.

Интересны детали произведения. Так, на платье Марии заметны разрезы, позволяющие кормить младенца. Один из них зашит, второй наспех разорван. Это говорит о том, что мать и ребенок изображены в момент отлучения от груди. Их образы максимально человечны. На божественное происхождение крохи намекает лишь зажатый в его руке щегол, являющийся символом христианской души.

4. «Даная», Рембрандт Харменс ван Рейн

Год создания: 1636
Здание: Новый Эрмитаж
Зал: 254

«Даная» – нехарактерное для голландской школы произведение. Оно удивляет масштабом, тонким исполнением и ярким изображением обнаженной фигуры. Полотно рассказывает сюжет мифа об аргосской царевне, которую в башню заточил отец. Дело в том, что старику предсказали гибель от руки внука, поэтому он обрек дочь на изоляцию и одиночество.

Красоту девушки заметил всемогущий Зевс, который превратился в золотой дождь и проник в темницу. Даная запечатлена в момент приближения бога. На это намекает сияющий свет, льющийся из глубины комнаты. Облик и поза узницы говорят о том, что она трепетно ждет любви, несмотря на страшное пророчество.

5. «Святое семейство», Рембрандт Харменс ван Рейн

Год создания: 1645
Здание: Новый Эрмитаж
Зал: 245

Сюжеты, связанные со святым семейством, были одними из ключевых в творчестве Рембрандта. Представленная в Эрмитаже картина входит в число лучших произведений данной тематики благодаря выразительному, тонкому исполнению и глубокому содержанию.

Взору зрителя открывается скромное жилище Марии и Иосифа. Здесь царит доброта, покой. Плотник занят делом, его супруга читает книгу и при этом присматривает за спящим младенцем. Возвышенность происходящему придает мастерство художника в работе со светом, который является символом домашнего очага, олицетворением духовности, а в его потоке парят ангелы, оберегающие Иисуса.

6. «Возвращение блудного сына», Рембрандт Харменс ван Рейн

Год создания: около 1668
Здание: Новый Эрмитаж
Зал: 254

Данное произведение Рембрандт написал за несколько месяцев до смерти. Художник использовал огромное полотно, несмотря на то что картина создавалась им для себя, а не под заказ. Таким образом мастер подвел итог не только своему творческому пути, но и жизни.

В своей финальной работе автор обратился к религиозному сюжету. Рембрандт и раньше изображал блудного сына, но тогда он запечатлел героя в таверне счастливым, богатым, веселящимся. На этот раз перед зрителем предстал уставший и исхудавший человек, слезно умоляющий отца простить его. Искусная работа художника позволяет ощутить цену потерь и ошибок.

7. «Дама в голубом», Томас Гейнсборо

Годы создания: около 1770—1780
Здание: Зимний дворец
Зал: 298

Картина Гейнсборо считается одной из наиболее ярких в коллекции английских произведений, хранящихся в Эрмитаже. Примечательно, что автор любил писать пейзажи, а над портретами работал без особого удовольствия.

Изображенная женщина, имя которой нам не известно, отличается мечтательностью, элегантностью, утонченной красотой и скромностью. Живописная манера письма, мягкость переходов придают картине нежность и изысканность. Сложно поверить, что полотно создано маслом, а не пастелью.

8. «Танец», Анри Матисс

Годы создания: 1909—1910
Здание: Главный штаб
Зал: 440

В Эрмитаже представлена одна из самых масштабных и известных работ Матисса. Она является парой к панно «Музыка». Оба произведения объединены темой «золотого века», создавались по заказу коллекционера С. Щукина и украшали его дом.

«Танец» – набор символических образов, напоминающих о ритуалах, которые были характеры для времен язычества. В этой странной пляске смешалось все: культура и демонизм, люди и космос, земля и небо, инстинкты и энергия. Благодаря используемым цветам кажется, что от картины исходит тепло движущихся фигур, она будто передает возбуждение танцующих и страстный ритм, который захватил все в округе.

9. «Композиция VI», Василий Кандинский

Год создания: 1913
Здание: Главный штаб
Зал: 443

Понять картины Кандинского может не каждый, но притягательность его творчества ощущают все. «Композиция VI» входит в серию произведений, в которых мастер передает эмоции и драматизм через цвета и линии, забывая о предметах. При этом данное полотно обладает яркой индивидуальностью.

С первого взгляда изображение напоминает некую живую материю. Немного фантазии – и зритель уже видит бурлящие потоки воды, с трудом справляющийся со стихией корабль, тонущих животных, всем своим телом ощущая ужас неизбежной катастрофы.

10. «Мадонна с младенцем» («Мадонна Конестабиле»), Рафаэль

Год создания: около 1504
Здание: Новый Эрмитаж
Зал: 229

Рафаэля часто называют «гением гармонии», которому удалось воплотить в своем творчестве идеалы эпохи Высокого Возрождения. «Мадонна с младенцем» – ранняя работа автора, который делает первые шаги и не обладает сложившимся стилем.

Тем не менее, произведение отличается благородными цветами и их гармоничным сочетанием, превосходной композицией. Образы просты, но уже почти совершенны. Мария выглядит юной, искренней, нежной. В ней нет наигранности или неестественности, хотя в те годы даже картины известных живописцев отличались некоторой манерностью, фальшивостью поз изображенных персонажей.

11. «Даная», Тициан

Год создания: около 1554
Здание: Большой Эрмитаж
Зал: 221

В своем творчестве Тициан часто обращался к сюжетам мифов. Историю Данаи, которую отец запер в башне из-за смертельного пророчества, художник рассказывал неоднократно. Хранящееся в Эрмитаже полотно является третьим в серии картин, посвященных союзу девушки и Зевса.

Даная без удивления встречает олимпийского бога. Ее поза, выражение лица явно говорят о том, что она воспринимает его пришествие как должное и готова к неземной любви. Служанка, наоборот, суетится, но не старается уберечь от необычного гостя свою подопечную. Становится очевидно: через 9 месяцев родится Персей, и предсказание будет исполнено.

12. «Апостолы Петр и Павел», Эль Греко

Год создания: около 1590
Здание: Новый Эрмитаж
Зал: 240

Творчество Эль Греко самобытное, впитавшее в себя идеалы многих школ. Художник получал знания под руководством Тициана, освоил пластические возможности живописи маслом, яркие колористические решения венецианской школы, приемы итальянского маньеризма. Позднее он увлекся реализмом, который был характерен для испанского искусства.

Произведения мастера объединяет авторский экспрессивный стиль, драматизм, увлечение психологическими особенностями изображаемых личностей. На данной картине четко прослеживаются раскаяние и неуверенность Петра, а также доминирование и самоуверенность Павла.

13. «Юноша с лютней», Караваджо

Годы создания: 1595—1596
Здание: Новый Эрмитаж
Зал: 232

Караваджо – один из гениев XVII века, реформатор живописи, мастер барокко, основатель реализма в изобразительном искусстве. Художник никогда не использовал эскизы, создавал свои шедевры непосредственно на холсте. В своих работах он часто резко противопоставлял свет и тень, а также стремился без искажений передать материальность мира.

Полотно «Юноша с лютней» написано итальянцем в начале творческого пути, но в полной мере демонстрирует его авторский стиль и приоритеты. В числе характерных для картин Караваджо деталей – резкое боковое освещение, ярко выделяющаяся фигура в белом, объемные предметы со своими индивидуальными особенностями (складки, повреждения).

14. «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», Питер Пауль Рубенс

Годы создания: середина 1620-х
Здание: Новый Эрмитаж
Зал: 247

Неизвестно кто именно изображен на данной картине. Существуют предположения, что художник создал посмертный портрет своей дочери Клары Серены. По другим данным, на холсте запечатлена одна из придворных дам испанской инфанты.

Точно ясно одно: в коллекцию Эрмитажа входит уникальная работа Рубенса, отличающаяся удивительной нежностью и лиризмом. Изображенная девушка одета модно, но строго. Ее лицо украшает скромный румянец. Картина лишена барочной помпезности и поражает простотой, одухотворенностью, чистотой.

15. «Площадь Согласия», Эдгар Дега

Год создания:1875
Здание: Главный штаб
Зал: 404

«Площадь Согласия» – это и характерная для импрессионистов зарисовка из городской жизни, и портрет одновременно. На картине Э. Дега изобразил своего товарища, художника, театрала, мецената Л. Лепика, его дочерей, собаку, а также случайного прохожего. Все они находятся в Париже рядом с садом Тюильри.

Художник показал отца и детей как чужих людей, они идут и смотрят в разные стороны. В этом проявляется новаторство мастера и его интерес к популярному в те годы искусству фотографии. Автор сумел написать движущиеся фигуры без помощи моделей и при этом добился эффекта кадра благодаря необычному ракурсу, четкости изображений, большому количеству негативного пространства.

16. «Фруктовая лавка», Франс Снейдерс

Год создания: около 1620
Здание: Новый Эрмитаж
Зал: 245

Натюрморты Ф. Снейдерса узнаваемы и необычны. Для его полотен характерен барочный шик. Композицию составляют всевозможные дары природы, столы поражают обилием и разнообразием дичи, морепродуктов, фруктов, овощей.

Представленная в Эрмитаже картина входит в серию «Лавки», состоящую из четырех работ. Считается, что произведения являются аллегориями стихий. «Фруктовая лавка» символизирует солнце, благодаря которому созревает урожай. Полотно отличается яркостью, обилием золотистых тонов. Кажется, что оно излучает тепло.

17. «Персей освобождает Андромеду», Питер Пауль Рубенс

Год создания: 1622
Здание: Новый Эрмитаж
Зал: 247

Данное произведение искусства раскрывает сюжет мифа о сыне Зевса, победившем Медузу Горгону и морское чудовище, которому Андромеду принесли в жертву. Персей запечатлен в момент триумфа, когда враги повержены и красавица освобождена.

Интересна техника написания картины. Рубенс чередует прозрачные слои краски с плотными, яркие цветовые пятна с полутонами. Благодаря этим приемам и таланту художника полотно получилось величественным, торжественным.

18. «Любительница абсента», Пабло Пикассо

Год создания: 1901
Здание: Главный штаб
Зал: 431

Картины об одиночестве, грустящем в ресторане человеке, лечении душевной боли алкоголем были характерны для французского искусства конца XIX века. Но Пикассо смог раскрыть эту тему с особым драматизмом. Поза изображенной, ее выражение лица, грязный цвет стен и холодный оттенок стола – все это создает ощущение безысходности, трагичности, усиливающегося напряжения.

Считается, что в образе любительницы абсента художник показал свою душу. В период создания картины он жил в нищете и тяжело переживал смерть своего друга. Эту работу Пабло писал на обратной стороне уже использованного холста, так как не имел возможности приобрести новый.

19. «Черный квадрат», Казимир Малевич

Год создания: 1932
Здание: Главный штаб
Зал: 443

«Черный квадрат» – одна из самых обсуждаемых и значимых работ Малевича, живописный шедевр XX века. В данной картине автор показал начало и конец всего, вечность и бесконечность пространства, торжество беспредметности.

К этой композиции мастер возвращался неоднократно. Эрмитаж знакомит с четвертой версией, созданной в 1932 году. Остальные три варианта хранятся в других российских музеях.

20. «Святой Себастьян», Тициан

Год создания: около 1576
Здание: Большой Эрмитаж
Зал: 221

Данная работа Тициана поражает своим трагизмом. В центре сюжета – Себастьян, отказавшийся поклоняться языческим божествам. Стремление отстоять свою веру стоило герою жизни. Художник запечатлел мученика в момент расстрела.

Лицо христианина выражает боль и мучение, но он готов противостоять миру зла и несправедливости. Кажется, что агрессия наступает со всех сторон. Такой эффект достигается благодаря монохромности картины, толстым слоям краски и темному колориту.

Другие экспонаты

1. Мумия жреца Па-ди-иста

Эпоха: около X века до н.э.
Здание: Зимний дворец
Зал: 100

В собрания Эрмитажа входят не менее пяти мумий, но эта является наиболее известной. Объект считается самым древнем в коллекции музея и украшением египетского зала. Тело жреца хранят в специальном саркофаге с особой атмосферой. Периодически его дезинфицируют.

Достоверной информации о жизни Па-ди-иста нет. Известно лишь, что артефакт передал музею путешественник и купец А. Аверов, который увлекался историей Древнего Египта, его традициями и культурой.

2. Часы «Павлин», Джеймс Кокс

Год создания: 1772
Здание: Малый Эрмитаж
Зал: 204

Уникальные часы специально для Эрмитажа заказал князь Г. Потемкин. Сегодня они являются единственным в мире масштабным механизмом XVIII века, который не подвергался изменениям, реконструкции и продолжает работать.

Часы созданы британским ювелиром Д. Коксом. Они выполнены из серебра и позолоченной бронзы, украшены фигурами совы, павлина и петуха. Их приводит в движение специальный механизм.

3. Скульптура «Вечная весна», Огюст Роден

Годы создания: начало 1900-х
Здание: Главный штаб
Зал: 452

«Вечная весна» – одна из самых чувственных, проникновенных и знаменитых скульптур Родена. Первоначально она называлась «Зефир и земля». Работа является составляющей частью композиции «Поцелуй».

Мастер создал из мрамора фигуры юных влюбленных. Он не до конца выбрал камень из углублений, благодаря чему работа получила расплывчатые очертания. Такой прием создает эффект внутреннего света скульптуры, ощущение целомудренности и чистоты чувств, захвативших сердца пары.

4. Статуя Юпитера

Эпоха: конец I века
Здание: Новый Эрмитаж
Зал: 107

Древнеримская статуя Юпитера считается одной из самых масштабных античных скульптур, которые сохранились до наших дней. Она создана во времена правления династии Флавиев. В эпоху их царствования появились триумфальная арка Тита, Колизей, ввели латинское право, произошло извержение Везувия.

В скульптуре гармонично сочетаются мрамор, гипс и дерево, украшенные позолотой. Ее высота вместе с постаментом составляет около 5 метров. Вес композиции – 16 тонн. Юпитер изображен в образе человека, гордо и уверенно восседающего на троне. Образ выглядит мужественно и величественно.

5. Статуя богини Мут-Сохмет

Эпоха: середина XIV в. до н.э.
Здание: Зимний дворец
Зал: 100

Сохмет считалась повелительницей ярости войны, палящего солнца и занимала важное место среди египетских богов. Хранящаяся в Эрмитаже статуя была обнаружена среди руин Карнакского храма в Фивах и приобретена русским писателем А. Норовым.

Работа выполнена из гранита. Богиня с головой льва представлена сидящей на троне. Ее грива плавно переходит в пряди парика, спина величественно выпрямлена, руки спокойно лежат на коленях. Высота статуи – около двух метров.

6. Большая Колыванская ваза, Авраам Мельников

Годы создания: 1831—1843
Здание: Новый Эрмитаж
Зал: 128

Данный образец камнерезного искусства часто называют царицей ваз. Это неудивительно: высота изделия составляет более 2,5 метров, диаметр – свыше 5 метров. Оно выполнено из яшмы, имеет овальную форму.

[tip]Примечательно, что современные мастера не берутся за изготовление подобной вазы даже меньшего размера. По их словам, яшма является слишком хрупким материалом, и изделие расколется при обработке. Как в XVII веке специалисты создали данный шедевр, используя ручной примитивный инструмент, остается загадкой.[/tip]

7. Скульптура «Скорчившийся мальчик», Микеланджело

Годы создания: около 1530—1534
Здание: Новый Эрмитаж
Зал: 230

Скульптура была главным призванием Микеланджело, несмотря на то что он известен также как поэт, мыслитель, архитектор и художник. Хранящаяся в музее работа знакомит нас с сильным мускулистым юношей, которого сковала некая неведомая сила. По мнению некоторых экспертов, мастер не закончил работу над фигурой.

Замысел автора, как и назначение скульптуры, точно не знает никто. Существует предположение, что работа должна была украсить усыпальницу семьи Медичи. Также ее называют памятником раненому воину, аллегорией не появившейся на свет души, отражением состояния жителей Флоренции после нападения испанцев.

8. Скульптура «Три грации», Антонио Канова

Годы создания: около 1813—1816
Здание: Новый Эрмитаж
Зал: 241

«Три грации» – образец позднего периода творчества А. Кановы, когда он уже обрел славу. Работа доказывает верность мастера идеалам неоклассицизма. Богини являются воплощением женского очарования и красоты того времени.

Тем не менее, автор применил новаторский подход. Его грации смотрят друг на друга, хотя было принято расставлять их лицом или спиной к зрителю. Композиция отличатся нежностью, эмоциональностью и компактностью.

9. Скульптура «Смерть Адониса», Джузеппе Маццуола

Годы создания: около 1680—1709
Здание: Новый Эрмитаж
Зал: 238

Д. Маццуола – талантливый ученик знаменитого архитектора Д. Бернини. Скульптура «Смерть Адониса» выполнена в стиле позднего барокко. Ее декоративность усилена различной обработкой камня. Местами мрамор идеально отполирован, но отдельные участки отличаются жесткостью и шероховатостью.

Работа над произведением заняла около 30 лет. Возлюбленный Афродиты запечатлен в тот момент, когда дикий кабан наносит ему смертельный удар. Еще секунда – и поверженный Адонис упадет на траву.

10. Скульптура «Амур и Психея», Антонио Канова

Годы создания: около 1794—1799
Здание: Новый Эрмитаж
Зал: 241

Композицию «Амур и Психея» А. Канова создавал дважды. Первый вариант входит в коллекцию Лувра. Второй, представленный в Эрмитаже, был заказан князем Юсуповым для украшения одной из семейных усадеб.

Скульптура рассказывает древнеримскую легенду о Психее, которая впала в волшебный сон из-за коварства Венеры. Но верный Амур сумел спасти свою возлюбленную. Произведение показывает ее в момент пробуждения. Работа отличается легкостью, грациозностью и необыкновенной декоративностью.

 

Ежегодно Эрмитаж посещают более 5 миллионов человек. Многие приходят сюда снова и снова. Это неудивительно! Протяженность залов и галерей музея составляет около 24 километров, и с каждым шагом гостю открываются шедевры мирового масштаба, древние артефакты и интерьеры непередаваемой красоты.

Отзывы

Оставить свой отзыв