Колокольня Ивана Великого — одна из самых узнаваемых достопримечательностей Московского Кремля и выдающийся памятник древнерусской архитектуры. Эта церковь-колокольня Святого Иоанна Лествичника входит в архитектурный ансамбль Кремля наряду с величественным Успенским собором. Высота сооружения составляет 81 метр, что делает ее самой высокой постройкой на Соборной площади.
Колокольня не только служит духовным центром, но и является уникальным музейным комплексом, где посетители могут ознакомиться с богатейшей историей русского зодчества и насладиться панорамными видами столицы с высоты птичьего полета.
История строительства: от деревянного храма к каменному чуду
История колокольни берет начало в 1329 году, когда была построена первая церковь Ивана Лествичника. Храм относился к характерному для того времени типу «иже под колоколы» — архитектурному решению, при котором ярус звонницы располагался непосредственно над церковным помещением. Такая конструкция была типичной для древнерусского зодчества и отражала практические потребности православного богослужения.
Итальянские мастера и новое строительство
В 1505 году на том же месте начали возводить новый каменный храм, пригласив для этой ответственной задачи итальянского архитектора Алевиза Фрязина (по некоторым источникам — Бона Фрязина). Строительные работы были полностью завершены к 1508 году, и результат превзошел все ожидания.
Для москвичей того времени высокий каменный храм казался настоящим чудом — ничего подобного на Руси еще не было. Его самая высокая точка достигала отметки в 81 метр, что делало колокольню доминантой не только Кремля, но и всей Москвы.
При царе Борисе Годунове колокольню подвергли масштабной модернизации, оснастив дополнительным ярусом цилиндрической формы. Эта перестройка не только увеличила высоту сооружения, но и придала ему тот облик, который мы знаем сегодня.
Именно с колокольней Ивана Великого связано происхождение крылатой фразы «во всю Ивановскую». В старину рядом с храмом находилась Ивановская площадь, где глашатаи во весь голос оглашали царские указы, а палачи приводили в исполнение приговоры власти.
Архитектурный комплекс: развитие через столетия
В 1532 году было принято решение дополнить здание большой колокольней и церковью, названной в честь Воскресения Господня. Эта важная задача была поручена еще одному итальянскому зодчему — Петроку Малому Фрязину (русская интерпретация имени Петр Франческо Анибале).
На третьем ярусе храмового комплекса появилась звонница, в которую можно было попасть по специальной лестнице. Здесь установили огромный тысячепудовый колокол весом около полутора килотонн, получивший название «Благовестник».
В XVII веке при царе Михаиле Романове церковь Воскресения Господня была трансформирована в Успенскую звонницу. При патриархе Филарете в храмовом комплексе появилось еще одно строение — изящная пристройка с черепичным шатром и каменными пирамидками, названная Филаретовской в честь своего создателя.
Испытания войной 1812 года
Годы войны с Наполеоном стали тяжелым испытанием для архитектурного ансамбля. Французские войска, отступая из Москвы, разрушили Успенскую звонницу вместе с Филаретовской пристройкой. Уцелели лишь некоторые строения, в том числе основная колокольня с «Благовестником».
Однако и она пострадала от захватчиков — французы успели похитить купольный крест. Его заменили новым железным восьмиконечным крестом, покрытым орнаментом с медными позолоченными листами и украшенным резной надписью «Царь Славы».
После окончания Отечественной войны 1812 года Филаретовскую пристройку и звонницу отстроили заново по проекту швейцарского архитектора Доминико Жилярди. Этот выдающийся зодчий сумел не только восстановить утраченное, но и гармонично вписать новые элементы в исторический ансамбль.
Колокольное богатство
Замечательными памятниками русского литейного мастерства XVI-XIX веков считаются колокола Филаретовской пристройки, звонницы и колокольни Ивана Великого. Их общее количество составляет 21 колокол. Первоначально их подвешивали на деревянных балках, но позднее для большей надежности заменили металлическими конструкциями.
Великие колокола: титаны звона
Успенский (Праздничный) колокол — самый большой в коллекции, его вес составляет 65 тонн 320 килограммов. Этот колокол-гигант был отлит в XIX веке известными мастерами-литейщиками Русиновым и Завьяловым. Успенский колокол превосходит другие не только по размерам, но и по звуковым характеристикам — он отличается исключительной чистотой тона и невероятной силой звука.
Колокол Реут (Ревун) весит вдвое меньше Успенского — 32 тонны 760 килограммов, зато он значительно старше. Этот колокол был отлит мастером Андреем Чеховым в 1622 году и является одним из старейших в коллекции.
Вседневный (Семисотный) колокол создал русский литейщик И. Моторин в XVIII веке. При весе 13 тонн 71 килограмм он кажется малюткой по сравнению с Успенским и Ревуном, но в других городах мира стал бы настоящей сенсацией.
Оставшиеся 18 колоколов занимают средний и нижний ярусы колокольни, создавая сложную и гармоничную систему звонов.
Нижний ярус состоит из 6 колоколов с характерными названиями:
- Лебедь
- Медведь
- Широкий
- Новгородский
- Ростовский
- Слободской
Средний ярус включает 9 колоколов. Два из них носят одинаковое название — Корсунские. Остальные семь именуются:
- Новый (ранее был Успенским)
- Немчин
- Безымянный
- Даниловский
- Глухой
- Корсунский (отдельный от ранее упомянутых)
- Марьинский
Верхний ярус состоит из трех безымянных колоколов, завершающих колокольную иерархию.
Колокольные «голоса» по диапазону традиционно подразделяются на три типа: благовестные (басовые), красные (сопоставимые с человеческим голосом) и зазвонные (дискантовые). При одновременном звоне колоколов всех трех видов составляется гармоничное созвучие, поэтому и говорят: «трезвонят», «трезвон».
Советский период: семьдесят лет тишины
Колокола в Кремле молчали, начиная с 1918 года, за исключением единственного раза в 1921 году. Это молчание длилось почти семь десятилетий и стало символом разрыва с православными традициями.
В настоящее время колокольня используется по прямому назначению в дни больших церковных праздников, когда совершаются богослужения в кремлевских соборах, и по особым случаям. Только через 70 лет, в 1992 году, на Пасху главная московская колокольня зазвучала благовестом пяти колоколов — «Корсунского», «Немчина» и трех малых зазвонных. Через три года была задействована уже почти вся Ивановская колокольная семья.
Музей и современное использование
В Международный день музеев 2009 года в колокольне открыли Музей истории Московского Кремля и смотровую площадку. В выставочном зале на первом этаже Успенской звонницы хранится множество интересных памятников русского и зарубежного архитектурного искусства.
Среди экспонатов посетители увидят уникальную панораму Москвы, фрагменты белокаменного зодчества XIV века и другие археологические редкости, рассказывающие об истории Кремля и русской архитектуры.
Особая достопримечательность колокольни — смотровая площадка, откуда открывается захватывающий дух вид на Кремль и центр Москвы с высоты. Высота подъема составляет 25 метров, и чтобы взобраться туда нужно преодолеть 137 ступенек.
Реставрационные работы и сохранение наследия
В 2005-2007 годах была проведена масштабная реставрация колокольни, а первая научная реставрация церкви Иоанна Лествичника была осуществлена еще в конце 1970-х годов. Реставрационные работы включали укрепление конструкций, восстановление исторической отделки, консервацию фресок и обновление музейного оборудования. Особое внимание уделялось сохранению аутентичности исторических элементов.
Практическая информация для посетителей
Режим работы и сезонность
Экспозиция в колокольне «Иван Великий» открыта для посещения с 15 мая по 30 сентября ежедневно, кроме четверга, по сеансам: 10:15, 11:15, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00, 17:00.
Ограничения и стоимость
Дети до 14 лет не допускаются на смотровую площадку по соображениям безопасности. Попасть в колокольню можно только по билетам на территорию Московского Кремля, которые необходимо приобретать заранее.
Колокольня Ивана Великого продолжает оставаться одним из самых значимых памятников русской архитектуры и важнейшим элементом духовной жизни России. Этот уникальный комплекс объединяет в себе многовековую историю, выдающиеся архитектурные решения, богатейшую коллекцию колоколов и современные музейные технологии.