Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов – первое в России собрание ретро-техники. Коллекция позволяет отследить историю автомобильного транспорта с конца XIX в. и до наших дней.
Музей был открыт в 1987 г., став первым после 1917 г. общедоступным частным собранием. Базовой для экспозиции стала коллекция из 150 автомобилей и мотоциклов, принадлежавших семье Ломаковых. Эта семья поколениями собирала историческую технику.
Основателем Ломаковского музея считается видный московский коллекционер, ученый, президент клуба «Ретромотор» Д. А. Ломаков. В настоящее время Дмитрий Александрович возглавляет музей. История семейной коллекции началась в 1959 г., когда отец нынешнего директора «Ломаковки», Александр Алексеевич, решил отреставрировать исторический «Роллс-Ройс», на котором ездили члены императорской фамилии, а затем – В.И. Ленин.
Ломаковы изначально были настроены на создание общедоступного музея, но реализовать эту идею не удавалось на протяжении 14 лет. Лишь в конце 80-х Д.А. Ломакову удалось найти земельный участок в районе станции метро «Люблино» и построить на нем ангар для старинных машин.
В наше время Ломаковский музей доступен для всех посетителей. Здесь можно увидеть раритетные авто и мотоциклы, многие из которых использовались при съемках знаменитых кинофильмов.
Коллекции
Старинные легковые автомобили
Настоящая «звезда» коллекции – легендарный «Хорьх-853» 1935 г. Этот автомобиль был выпущен в Третьем Рейхе и получил Гран-При Парижского автосалона. На «Хорьхе» ездили многие представители руководства фашисткой Германии, включая Германа Геринга – большого любителя красивых авто.
Автомобиль оснащен небывало мощным по тем временам восьмицилиндровым двигателем, каркас кузова покрыт натуральным буком. Кресла и приборная панель отделаны кожей.
Хранящийся в Ломаковском музее экземпляр принадлежал маршалу СССР К. Рокоссовскому, затем - летчику, Герою СССР М. Самохину. К Ломаковым «Хорьх-853» попал в 1968 г. Автомобиль находился в плачевном состоянии, и для его восстановления мастерам потребовалось три года. На счету «Хорьха» - участие в 25 кинолентах, его можно увидеть в таких фильмах, как «Бархатный сезон» и «Вариант «Омега».
Кроме того, в экспозиции представлены Rolls-Royce 1915 года, Mercedes-Benz-540K, ЗиС-110, Mercedes-Benz-540 SKL, ГАЗ-13 («Чайка»), BMW-321, Merсedes-Benz-200, BMW-303, Adler-Trumpf-Unior, Opel-P6 и многие другие редчайшие автомобили.
Старинные грузовики и джипы
При строительстве здания Музея денег на аренду современной техники не было, но Ломаковы нашли выход: в качестве транспортных средств были использованы грузовики-экспонаты. Например, старинный ЗиС-5, прежде чем занять достойное место в экспозиции, перевез тонны стройматериалов.
Грузовик ЗиС-5 (народное прозвище – «трехтонка») прошел всю войну, затем был приписан к московскому подшипниковому заводу. В 1981 г. списанный автомобиль был приобретен А.А. Ломаковым.
Еще один популярнейший экспонат – ГАЗ-АА, знаменитая «полуторка». Этот небольшой, неприхотливый грузовичок 1932 года выпуска доставлял снаряды на фронт, перевозил раненых, вез продовольствие погибающим от голода ленинградцам по льду Ладожского озера. Неслучайно этот удивительный автомобиль назвали «машиной Победы».
Также в этом разделе Музея посетители увидят ГАЗ-69Б (Иван-Виллис), Studebaker US-6, ЗиС-6, ЛуАЗ-967М, ГАЗ-69, Dodge WC-52, ГАЗ-53, ГАЗ-51, ЗиЛ-157 и ЛуАЗ-967М.
Старинные мотоциклы
Центральный экспонат этой части музея – мотоцикл Harley-Davidson WLA-42, выпущенный в США в 1942 г. и поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. В начале войны у Советского Союза не было своего надежного мотоцикла и в этом отношении наша страна сильно уступала гитлеровцам. Помощь американцев подоспела как раз вовремя: WLA-42 отлично подошел для наших дорог и не раз выручал бойцов в самых сложных ситуациях.
Мотоцикл весит 220 кг, мощность движка – 24,5 л.с., скорость – 120 км/ч.
Среди мотоциклов иностранного производства посетителей наверняка заинтересуют Peugeot (1914 г.), BMW-R75 «Sahara», JAVA-250, Trumpf-350 и NAG-Sacks «Presto». Из отечественных «железных коней» достойны внимания ИЖ-49, МВ-650М, «Вятка», «Красный октябрь», «Ленинград-8», «Промет».
Старинные велосипеды
В велосипедной экспозиции представлено несколько интереснейших экземпляров. Например, «Прогресс В-110», собранный на Житомирском велосипедном заводе. Велосипед прекрасно сохранился, даже наклейка на раме практически не потускнела. Еще один интересный экспонат – ЗиС, в 1953-ем г. на таких велосипедах ездила половина Москвы.
Швейцарская модель Achilles была привезена в Россию до революции, владельцем этого велосипеда был представитель аристократической фамилии. В Швейцарии такие байки использовались полицейскими.
Видео:
Наталья 09/05/2018 в 16:08
Добрый день.
Билет стоит не 200, а 300 рублей. Причем наличкой: карты не принимают. Жалко денег. Сарай со старым железом. Уж извините. Нужно быть великим фанатом, чтобы найти там что-то интересное. Не ходите, не тратьте время и деньги.