Реклама на сайте

Железнодорожные вокзалы Москвы: 9 известных и 1 тайный

9421

В Москве действуют девять железнодорожных вокзалов. Семь из них обслуживают по одному магистральному направлению, оставшиеся – по два. С трех организовано движение экспрессов в аэропорты города.

Каждый вокзал по-настоящему уникален. Это не просто станции для железнодорожных составов или здания, где пассажиры могут приобрести билеты и ждать прибытие поезда. Вокзалы – это достопримечательности города, памятники архитектуры, имеющие богатую и сложную «биографию». Они создавались в разное время силами выдающихся мастеров, меняли названия, облик, перестраивались и восстанавливались.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что железнодорожные вокзалы заслуживают внимания гостей столицы. Что может быть лучше, чем знакомство с красотами Москвы сразу же по прибытии в город? Коренным жителям тоже не следует упускать из виду эти величественные сооружения, ведь они являются частичкой истории и культуры нашей страны.

Ярославский вокзал – крупнейший по объему перевозок

Проектирование здания вокзала началось в 1860-х годах, когда было принято решение о строительстве железной дороги, ведущей из Москвы в Сергиев Посад. Изначально работу поручили М. Левестаму. Его проект не устроил руководителей, и за дело взялся архитектор Р. Кузьмин.

Так на Комсомольской площади появился П-образный павильон высотой в два этажа, отличающийся строгой архитектурой. В помещении разместились кабинеты правления железной дороги, а также отделение для хранения багажа и небольшие залы ожидания. Крышу украсил флагшток со знаменем. В то время вокзал назывался Троицким, но уже в 1870 году, когда магистраль продлили до Ярославля, он получил свое современное имя.

В 1897 году на станции произошло ЧП: потерпел крушение поезд. Он разрушил несколько стен здания, в результате чего потребовалась экстренная реконструкция. Под руководством Л. Кекушева перестроили восточное крыло павильона. Завершить работу над проектом архитектору не удалось, так как правление сочло задумку неэкономичной. В итоге вокзал увеличили за счет флигелей, но он все равно не справлялся с потоком путешественников.

Об очередной реконструкции заговорили через несколько лет. Автором нового проекта стал Ф. Шехтель. Он предложил возвести здание в суровом северорусском стиле с элементами модерна. При этом автор частично сохранил корпус Р. Кузьмина. Зону для пассажиров заметно расширили, появился зал для собраний. Выходы к платформам стали удобнее, а холл заполнили кассы. Планировка напоминала прежнюю, но площадь павильона выросла втрое, а пространство использовалось рациональнее.

Выделенный ризалитом вестибюль вел в просторный зал ожидания, украшенный сводами. Над входом появились гербы основных городов, где были станции Ярославской железной дороги. Использовались и другие элементы декора: керамический фриз, кованые детали, полукруглые пилоны. Сегодня вокзал признан одним из самых знаменитых творений Шехтеля.

В 1922 году из-за проведенного ранее в Ярославле антибольшевистского мятежа вокзал переименовали в Северный. Свое актуальное название он вернет лишь в 1955 году. К 1929 здание вновь перестало справляться с пассажиропотоком в связи с запуском электропоездов. Через два года его опять преобразовали. Пути сдвинули, чтобы увеличить внутреннее пространство, убрали ларьки и лавочки.

Внутреннее убранство также подверглось критике. Интерьеры Шехтеля признали слишком тревожными, жутковатыми. При участии скульптора И. Ефимова и архитектора А. Душкина были перемещены в Третьяковку картины К. Коровина, посвященные быту северных людей, сняты светильники. Со стен демонтировали деревянную обивку и украсили их рельефами с изображениями охоты и рыбалки.

В 1965 году была инициирована очередная реконструкция. Пути опять отодвинули и между боковыми частями возвели 2-этажное здание со сводами и эффектной стеклянной стеной. Считалось, что такой дизайн отвечает духу времени.

Следующим масштабным изменениям вокзал подвергся в 2005 году. За работу взялась компания Т. Башкаева. Авторы изменили расположение касс и увеличили число окон, расширили залы ожидания. Вместе с тем реставраторы восстановили комнаты и дверные проемы, замурованные после прихода большевиков к власти. В 2014 году здание получило архитектурную подсветку. Еще через 4 года стартовало строительство островной платформы и дополнительного пути. Реконструкцию планируют завершить к 2025 году.

В 2015 году произошло два значимых события в истории вокзала. Он стал побратимом железнодорожной станции Сеула, а Центробанк выпустил серебряную монету, на которой нанесли изображение здания по проекту Шехтеля. Сегодня вокзал соединяет столицу с городами севера России, а также Монголии, Китая, КНДР.

Ленинградский вокзал – старейший в Москве

Ленинградский вокзал тоже расположен на Комсомольской площади. О его возведении заговорили в 1840-х годах, когда началось строительство путей между Москвой и Петербургом.

Николай I выбрал для здания вокзала проект К. Тона. Автор разработал сооружение с колоннадой по периметру и классическими фасадами, украшенными русскими узорами и итальянскими мотивами эпохи Ренессанса. В начале строительства между архитектором и руководством железной дороги возникли конфликты. Автор идеи отказался выполнять ряд требований по возведению стен. В итоге к работе был привлечен Р. Желязевич, задумки которого ранее были раскритикованы императором.

Так в 1851 году в столице появился Петербургский вокзал. Это название он носил 4 года и затем превратился в Николаевский. Здание являлось уменьшенной копией Московского вокзала в городе на Неве. В центральной части павильона разместили вестибюль со вторым светом. Полы в помещениях выложили дубовым паркетом, установили шведские печи из мрамора, а туалеты украсили каминами. Для представителей разных слоев населения предусмотрели отдельные залы. Особенно был красив Императорский с зеркальными шкафами  и массивными дверями.

Изменению интерьеры здания подверглись в 1918 году. Советское правительство переехало в Москву, а потому в главном зале установили бюст Ленина и нанесли памятную надпись. В 1923 году по указу Дзержинского вокзал назвали Октябрьским. Спустя год, после смерти вождя, он стал Ленинградским. В 1934 году станции потребовался ремонт. Так в павильоне появилась комната для матери и ребенка, почтовое отделение, справочное бюро, телеграф. Расширили кассовую зону.

В 1970-х годах стартовала масштабная реконструкция. Площадь здания существенно увеличили, создали новые пути, надстроили до 3-х этажей боковые части, камеры хранения перенесли в цоколь. В 1989 году изменили планировку вокзала, пассажиры разных направлений перестали пересекаться между собой. В то же время над перронами появились навесы, платформы стали длиннее.

В рамках реализации проекта «Наземное метро» в 2008 году строение вновь преобразовали. Площадь территории увеличили, заменили вентиляцию, открыли ресторанный двор. При участии реставраторов А. Густовой и Е. Степановой главному фасаду здания вернули первоначальные архитектурные элементы и цветовую гамму, восстановили императорские залы. При этом бюст Ленина демонтировали, перед входом появился памятник Тону.

Ленинградский вокзал – не просто памятник архитектуры. Это объект культурного наследия, имеющий федеральное значение. С его платформ отходят поезда в Таллин, Петербург и Петрозаводск, Мурманск и Хельсинки, Псков и другие города северного направления, а также электрички.

Казанский вокзал – наиболее просторный и высокий

Казанский – третий железнодорожный вокзал, расположенный на Комсомольской площади. Он появился в 1862 году и изначально назывался Рязанским. Первое здание на станции было простым и деревянным, поэтому уже через два года после открытия здесь возвели каменный павильон. Он имел лишь один яркий элемент – башню с часами над входом.

В целом, вокзал получился тесным, неудобным, со скромной архитектурой, поэтому его регулярно перестраивали. Явного эффекта переделки не давали. К 1893 году зданию, перрону, путям потребовалась масштабная реконструкция, так как комплекс перестал справляться с потоком пассажиров.

Новый проект утвердили лишь к 1913 году. Работу доверили архитектору А. Щусеву, который предложил возвести павильон в романтическом русском стиле с восточными элементами. К созданию интерьеров привлекли известных художников, инженеров, в числе которых значились Б. Кустодиев, З. Серебрякова, Н. Рерих и другие.

Планы авторов нарушила Первая мировая война, а потому здание ввели в эксплуатацию в незавершенном и упрощенном виде. Заключительный этап отделки стартовал лишь в 1940 году. В итоге Щусев создал вокзал из вытянутых в линию корпусов, имевших разное назначение.

Доминантой композиции стало расположенное с краю многоярусное строение со шпилем, напоминающее башню Сююмбике в Казани. Строение украшали часы с боем, на циферблате которых размещались отлитые из бронзы знаки зодиака. Отдельного внимания достоин ресторан. Его зал в стиле барокко декорирован живописью, зеркалами, лепниной, позолоченными деталями.

В 1970-е годы здание преобразовали с целью увеличения пропускной способности. В 1987 году стартовала его масштабная реконструкция, которая продлилась 10 лет. За этот период осуществили перепланировку, расширили помещения, соорудили крыши над перронами, обновили инженерные системы. Кроме того, по чертежам Щусева возвели дополнительные корпуса и Царскую башню, в которой работает выставочный зал.

Ни один другой столичный вокзал не может похвастаться настолько высокими и просторными помещениями, какие есть на Казанском. Кроме того, он обслуживает несколько железнодорожных направлений. С перронов составы отправляются в Ростов, Казань, Самару, Пензу, Воронеж, а также в города Узбекистана, Киргизии и Казахстана.

Белорусский вокзал – самый известный в столице

Белорусский вокзал находится на площади Тверская застава. Работает с 1870 года. Изначально он назывался Смоленским, но уже через год после открытия стал Брестским, а в 1912-ом – Александровским. Имя менялось еще трижды. В 1917 году вокзал снова превратился в Брестский, в 1922-ом – в Белорусско-Балтийский. Лишь в 1936-ом он обрел свое современное название.

Строительством первого здания занимался статский советник Немчинов. Но уже к 1890 году павильон перестал справляться с потоком посетителей. Движение стало двухпутным, и одной платформы оказалось недостаточно. Зданию потребовалась реконструкция. Перестраивать вокзал начали в 1907 году, тогда же он приобрел облик, сохранившийся до нашего времени. Автором проекта выступил архитектор И. Струков.

Согласно задумке, строение имело два крыла. Работы велись в несколько этапов. Сначала возвели правый корпус, включающий двухэтажную часть для обслуживания царской семьи. Лишь через пару лет сдали вторую очередь. Комплекс выполнили в неоклассическом стиле с элементами ампира и готики. Фасад украсили картушами в виде щитов и башнями с флагштоками.

При этом площадь здания увеличилась втрое. Здесь открылись просторные кассы, телеграф. Белорусский стал первым вокзалом в Москве, на котором появились аппараты, при помощи которых заполнялись железнодорожные билеты. Ранее и на других станциях эту работу выполняли вручную.

Следующие преобразования произошли уже в наши дни. В 2007 году было организовано сообщение с «Шереметьево». В одном из залов появился аэровокзал, позволяющий зарегистрироваться на рейсы и добраться до аэропорта. Кроме того, поезда сегодня отправляются в города запада России, в Белоруссию, Литву и европейские страны.

Белорусский можно считать самым известным вокзалом столицы. Сложно переоценить его историческое значение. Отсюда в 1941 году солдаты отправились на фронт. Именно здесь впервые прозвучала песня «Священная война». Примечательно, что один из лучших фильмов о ВОВ носит название «Белорусский вокзал».

Киевский вокзал – самый «молодой»

Строить вокзал (изначально он назывался Брянским) начали в 1914 г., хотя решение о проведении работ приняли двумя годами ранее, планируя приурочить их к вековому юбилею Бородинской битвы. Проект разработали И. Рерберг и В. Олтаржевский. Над архитектурой перекрытий и дебаркадера трудились В. Шухов и С. Алешин, а роспись помещений выполнили И. Нивинский и Ф. Рерберг. Павильон «вырос» в течение трех лет у начала дороги, ведущей из столицы в Бородино. Сегодня это место именуют площадью Киевского вокзала.

Здание создано из камня, в неоклассическом стиле с «нотами» ампира. В интерьерах прослеживается связь с событиями войны 1812 года. Доминантой композиции стала величественная башня с часами, резко контрастирующая с горизонтальным корпусом, украшенным колоннадой. Другой яркий элемент – дебаркадер, примыкающий к основному зданию. Пространство над путями и платформами закрыто огромной конструкцией из стальных арок и стекла.

В начале 1940-х годов вокзал преобразовали. К зданию пристроили корпус, выполненный в стиле венецианского дворца по проекту Д. Чечулина. В нем разместили пригородные кассы и вход в метро. В 2003 г. знаменитый дебаркадер изменили: арки заменили на сварные, оставив лишь четыре оригинальные клепаные, а в качестве покрытия вместо стекла использовали поликарбонат. Сегодня с вокзала идут поезда и электрички в Брянск, Калугу, Наро-Фоминск и др., а также аэроэкспресс во «Внуково».

Курский вокзал – внесенный в Красную книгу Архнадзора

Открыт в 1861 году. Изначально назывался Нижегородским и находился у Абельмановской заставы. Руководство железной дороги рассматривало вокзал как временный, т.к. он располагался за пределами Москвы. Оно планировало вскоре получить земли ближе к центру столицы и возвести там новое здание. Поэтому на павильон выделялось мало средств. Вокзал получился простым, деревянным, одноэтажным. Проект в кратчайшие сроки создал архитектор М. Арнольд.

В связи с ростом протяженности железной дороги и увеличением числа пассажиров здание получило две пристройки. Лишь в 1884 году на Садовом кольце заложили новый каменный вокзал, к которому, продлив пути, присоединили Нижегородский. Так появился Курский вокзал.

В 1930 г. зашла речь о преобразовании комплекса. Комиссия выбрала проект Г. Волошинова. Архитектор сохранил классический облик здания, но при этом добавил элементы, увиденные им на итальянском вокзале Термини. Павильон получил стеклянный фасад с алюминиевым каркасом, складчатую крышу с огромным козырьком. Старая постройка превратилась в зал ожидания.

Архнадзор внес Курский вокзал в свою Красную книгу. По мнению активистов, объект находится под угрозой сноса. Тем не менее, он активно функционирует, является транзитным. Поезда следуют в двух направлениях – Горьковском и Курском. Составы идут в Тулу, Курск, Орел, Белгород, Нижний Новгород, Владимир и другие города.

Павелецкий вокзал – окутанный тайнами и суевериями

В 1900 году появилось первое здание Павелецкого вокзала, который тогда именовался Саратовским. Точно неизвестно, кто стал автором проекта. По одним данным, разработкой архитектуры занимались Ю. Дидерихс и Н. Квашин, по другим – А. Красовский. Кирпичное здание имело симметричные формы, большие окна, высокий центр с купольной частью и боковые элементы с мансардой. Планировка оказалась на редкость продуманной: рационально было расположено все – от касс до багажного отделения, от аптеки до телеграфа, от вестибюля до буфета.

Неустанно о вокзале заговорили в 1924 году. Тогда, в январе, на перрон прибыл состав с телом Владимира Ленина. Сегодня история этого поезда окутана тайнами, слухами, что делает «биографию» вокзала необычной и мистической.

Рассказывают, что в 1917 г. в будку машиниста попал редкий вирус, погубивший нескольких человек. Паровоз даже прозвали «черной вдовой». Из-за этого, в целях борьбы со стереотипами и суевериями, его перекрасили в красный. Но вскоре он стал кровавым, так как перевозил тело вождя. Затем неожиданно расстреляли наркома путей сообщения Рудзатака, который руководил реставрацией состава. Существует легенда о том, как однажды в У-127 ударила молния, из-за чего погиб весь экипаж. Тем не менее, загадочный состав стал музейным экспонатом. Сначала он стоял на улице, затем переехал в специальный павильон.

О реконструкции вокзала заговорили лишь в 1980 году. Группа архитекторов сумела сохранить облик исторической постройки. При этом площадь здания увеличилась в 6 раз. Сегодня отсюда отправляются поезда в Казахстан, Азию, на Кавказ, в города Поволжья. Электрички следуют в соседние населенные пункты: Каширу, Барыбино, Узуново, Ступино и др., а аэроэкспрессы – в аэропорт «Домодедово».

Савеловский вокзал – обслуживающий лишь пригородные направления

В 1897 году по инициативе С. Мамонтова началось строительство железной дороги в село Савелово. Одновременно возводили здание вокзала у Бутырской заставы (по этой причине изначально он назывался Бутырским). Работы продлились вплоть до 1902 г. Считается, что автором проект выступил А. Сумароков.

Павильон получился простым, состоящим из двухэтажного центра и двух одноэтажных крыльев. Неподалеку разместили грузовой двор, казармы и водосборную башню, которая сохранилась до нашего времени. Обветшавшее здание реконструировали лишь в 1987 г. Работами руководил Я. Шамрай. Вокзал сделали полностью двухэтажным, увеличили его площадь, оборудовали рядом станцию метро.

В 2005 г. часть павильона занял терминал, через который в «Шереметьево» пустили аэроэкспрессы. В 2012 г. открыли новые кассы и зал ожидания, установили современные инженерные системы. Сегодня Савеловский вокзал обслуживает только пригородные направления. Составы следуют в Костино, Дубну, Кимры, Лобню, Талдом, Долгопрудный и прочие населенные пункты.

Рижский вокзал – самый значимый в истории кинематографа

Строительство вокзала началось в 1897 г. по проекту архитектора С. Бржозовского под руководством его коллег Ф. Дворжецкого-Богдановича и Ю. Дидерихса. Комплекс представляет собой несколько теремов в русском стиле, которые соединяются переходами. При этом здание стоит параллельно путям, хотя всегда было принято размещать его перпендикулярно.

За годы своего существования вокзал несколько раз менял названия. Изначально он был Виндавским, в 1930 г. стал Балтийским, затем превратился в Ржевский и лишь в 1948 г. обрел свое современное имя. Здание ни разу не перестраивали, лишь немного реставрировали и модернизировали. В начале 2000-х на фасаде появились куранты, которые каждый час отбивали мотив песни «Вернисаж». В то же время рядом с вокзалом открылась экспозиция, демонстрирующая железнодорожную технику.

Сегодня отсюда отправляются лишь три поезда (в Псков, Великие Луки и Ригу) и ряд электричек (в Истру, Дедовск, Волоколамск, Нахабино и др.). Вокзал считается самым спокойным, тихим, сравнительно безлюдным. Наверно, по этой причине он стал невероятно популярен у кинорежиссеров. Здесь снимали сцены для многих фильмов, в числе которых «Адмирал», «Бригада», «Семнадцать мгновений весны», «Ближний круг», «Вокзал для двоих» и др.

Правительственный вокзал – закрытый и секретный

Рядом с Комсомольской площадью, на Пантелеевской улице расположена железнодорожная платформа, о которой знают не все. У нее много названий: вокзал Брежнева, Ким Чен Ира, ВЧ-4, спецвокзал. Эта закрытая территория всегда использовалась для обслуживания составов спецназначения и правительственных поездов.

Вокзал появился в 1974 году. На его территории имеется ремонтное депо, два пути, перрон, буфет, зал ожидания. Здесь стоят вагоны для транспортировки золота, раритетные составы, вагон-храм, знаменитый «Orient Express». Станция принимает поезда со стороны Рижского, Курского, Ленинградского и Белорусского вокзалов. Пути позволяют также пересаживаться на Ярославское и Савеловское направления.

Согласно данным из открытых источников, вокзал почти не используется, так как современное правительство предпочитает авиатранспорт. Тем не менее, станцию регулярно ремонтируют, а состав ежемесячно выгоняют из депо с целью проверки технического состояния.

Отзывы

Оставить свой отзыв