Храм Казанской иконы Божией матери является уникальным памятником архитектуры. Территориально он расположен в селе Ярополец Московской области, неподалеку от города Волоколамска.
В 18-м веке село Ярополец находилось во владении семьи Чернышевых. Здесь у них была загородная резиденция. Каменный храм начали возводить во второй половине столетия в 1780 г. по инициативе хозяина ─ графа Захара Григорьевича Чернышева. До этого времени здесь стояла деревянная церковь. Строительные работы растянулись надолго. Они продолжались несколько десятилетий. После смерти графа в 1784 г., храм достраивала его вдова Анна Родионовна. Одним из кураторов стройки был близкий друг Чернышева ─ князь А. М. Голицын. Он решал все возникающие проблемы, приглашал специалистов, консультировал мастеров. Все инициативы Голицын обсуждал с Анной Родионовной.
В середине 19-го века главный престол освятили в честь Казанской иконы Божией матери.
Постройка представляет собой красивейший образец классицизма в архитектуре. Изначально предполагалось, что она будет одновременно еще и семейной усыпальницей Чернышевых. Именно этим фактом обусловлена уникальная архитектурная композиция сооружения. До сих пор точно неизвестно, кто был автором проекта. По одной из версий, им стал талантливый зодчий тех времен – Матвей Казаков. В отделке интерьеров принимал участие Василий Баженов. Также, к строительству церкви привлекался архитектор Карл Иванович Бланк.
Храм Казанской иконы Божией матери включает в себя два симметричных прямоугольных объема, объединенных общим притвором. Аспиды при этом повернуты в разные стороны. Сверху каждого из объемов расположен большой купол, который заканчивается четырехугольным световым барабаном и небольшой главкой. Фасады оформлены в ионическом стиле. Вход украшен четырехколонным портиком с Всевидящим Оком на фронтоне. Окна имеют различную конфигурацию – арочные, круглые, овальные. Они смотрятся необычно, декорированы рамками и розетками. На фотографиях 20-го века можно увидеть необычный иконостас. Его украшают многочисленные лепные детали и позолоченные колонны.
В западной части здания расположена двухпридельная фамильная усыпальница, разделенная на несколько ячеек двенадцатью колоннами. В восточной части постройки находится сама Казанская церковь. В конце 19-го столетия вокруг религиозного сооружения выстроили ограду, имеющую ворота с главами-луковками.
В 1907 г. полы усыпальницы и храма выложили метлахской плиткой.
В начале 20-го века в усыпальницу перенесли останки графа Чернышева. До этого они хранились в Ильинской церкви. Над местом погребения установили каменное надгробие, изготовленное швейцарским скульптором Александром Триппелем в его римской мастерской.
Во время войны в храм попал снаряд. Здание устояло, но интерьер был частично разрушен. В усыпальнице немцы организовали склад боеприпасов.
Вплоть до 1966 г. в храме Казанской иконы Божией матери проходили богослужения. Он оставался действующим до смерти последнего настоятеля. Потом здесь некоторое время функционировал дом культуры. В советские времена здание использовалось в качестве амбара для хранения льна.
К началу двадцать первого века церковь находилась в аварийном состоянии. В 2016 г., благодаря градозащитникам, удалось начать реставрацию объекта. Работы по восстановлению продолжались до 2018 г. Северный и южный портики укрепили, значительную часть крыш заменили. Стоит отметить, что удалось сохранить деревянные конструкции 18-го века. Сейчас реставрация приостановлена из-за отсутствия финансирования. Храм находится в руинированном состоянии, прилегающая территория заброшена. В здании разрушаются стены, с потолка осыпается штукатурка. Практически все колонны повреждены, а некоторые из них заменены опорами. Но, несмотря на это, внутренне убранство церкви до сих пор поражает воображение. Сохранился иконостас, полукругом охватывающий алтарь. На фоне темно-синих стен можно увидеть остатки лепнины.
Интересные факты
- Церковь Казанской иконы Божией матери признана объектом культурного наследия.
- До 1941 г. здесь хранился символический ключ от Берлина. Его привез лично граф Чернышев.
- В храме сохранилось монументальное каменное надгробие З.Г. Чернышева, но оно частично разрушено.