Статус мировой художественной столицы на протяжении веков переходил из одной страны в другую. В начале ХХ века признанным законодателем мод, в том числе и в живописи, был Париж. Но разве могли итальянцы, столько лет державшие первенство в художественной жизни мира, оставаться к этому безучастными? И в начале ХХ века на мировую художественную сцену хлынули итальянские футуристы.
Именно этот процесс постарались продемонстрировать посетителям организаторы выставки «Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли». Работы не будут выставляться отдельно, а проникнут прямо в основную экспозицию, чтобы показать важную роль итальянского футуризма в трансформации художественных воззрений прошлого века. Зритель, пришедший в Галерею, сможет увидеть редчайшее зрелище – полемику итальянского авангарда с художественными течениями европейского искусства конца XIX – начала XX веков.
Собрал картины итальянский ценитель Джанни Маттиоли. Цель его была в создании камерного собрания, доступного каждому ценителю искусства. А картины он выбирал, ориентируясь лишь на свой собственный вкус и созвучность своей жизни, желая сохранить художественное отражение взглядов своих современников.
Коллекция побывала во многих мировых столицах, уже успела порадовать зрителей в северной столице, а после Москвы отправится на родину. Учитывая, что итальянское искусство ХХ века, по сути, не выставлено в России, посетителям экспозиции представляется редкий случай познакомиться с ним и оценить вклад, сделанный итальянскими авангардистами в мировую художественную сокровищницу.