Государственный литературный музей организовал экспозицию «Перекресток утопий: будущее в литературе 1920-х годов».
В начале прошлого столетия творческое изображение идеализированного общественного строя стало популярным и востребованным стилем и рациональным способом презентации грядущего коммунизма. В потенциально недалеком будущем нет места голоду и болезням, эксплуатации и зажиточности. Классика жанра – «Утопия» Т. Мора и «Город Солнца» Т. Кампанеллы легли в основу теории социализма. Под впечатлением от этих произведений В.И. Ленин разработал «План монументальной пропаганды», Андрей Белый изложил устройство «Солнечного Града», А.В. Луначарский создал трилогию «Фома Кампанелла», В.В. Маяковский представил «Мистерию-буфф».
Чуть позже в противовес футуристическим городским локациям ставятся мечты крестьян об эталонном мире, а ученые уже грезят о путешествиях к другим планетам. Будущее начинают описывать более критично – появляется первая антиутопия — роман Е.И. Замятина «Мы».
Из противостояния утопических систем выходит советская научная фантастика, где реальны космические полеты, повсюду используются роботы. По ходу выставки можно проследить, какие идеи воплотились в жизнь, а что еще ожидает реализации.
В галереях экспонируются чертежи и макеты «аппаратов будущего», эскизы «воздушных городов».