В центре внимания выставки – уникальная характеристика графических произведений, а именно их размер. Необычная величина рисунков зачастую обусловлена особыми задачами, обстоятельствами, специальными заданиями и, конечно, отражает тенденции развития изобразительного искусства.
Графическое искусство на протяжении веков претерпевало значительные изменения, отражая как культурные тенденции, так и технологические инновации своего времени. Важным аспектом, рассматриваемым в контексте этой эволюции, является размер графических произведений и их функциональное назначение.
Одной из ключевых функций графики на протяжении её истории было решение монументальных задач, требующих создания работ в натуральную величину. Важным этапом в академическом образовании был большой графический эскиз. Примером могут служить так называемые «картоны» К.П. Брюллова, В.М. Васнецова и других художников, которые использовались для создания декоративных росписей и монументальных произведений. Эти работы отражали высокую степень мастерства и точности, необходимую для воплощения крупных замыслов.
Конец XIX века ознаменовался ростом интереса к графике как самостоятельному виду искусства. И.И. Шишкин, создавая станковую графику, поднял её до уровня живописных произведений. Это время также отмечено созданием крупноформатных портретов, выполненных в графической технике. Работы таких мастеров, как И.Е. Репин, В.А. Серов, М.А. Врубель, демонстрируют стремление к монументальности и выразительности. Эти портреты, изображающие известных личностей и деятелей искусства, стали важной вехой в истории графики, подчеркивая её значимость и самостоятельность.
Одновременно с монументальными работами развивалось искусство миниатюр. Изящные миниатюры, выполненные на кости и бумаге в технике эгломизе, были важной частью русской дворянской культуры и усадебной жизни. В середине XIX века акварельные портреты начали уступать место фотографическим техникам. Однако стремление к тщательности и филигранности, характерное для миниатюрных акварелей, продолжило своё развитие в эскизах картин мастеров Серебряного века. Художники круга «Мир искусства», такие как И.Н. Крамской, Е.Д. Поленова, И.И. Левитан, возродили и обновили традиции акварельной миниатюры, внося в неё новые художественные приемы и идеи.
На рубеже XX века графика стремилась к новым формам монументальности. Это проявилось в создании крупноформатных парадных портретов, таких как работы И.Е. Репина («Портрет М.К. Тенишевой», «Портрет Элеоноры Дузе»), В.А. Серова («Портрет Ф.И. Шаляпина»), М.А. Врубеля («Портрет Н.И. Забелы-Врубель. После концерта»), А.Я. Головина («Портрет Н.К. Рериха»), А.Е. Яковлева («Танцующая») и других. В это же время зародился новый вид монументальной графики – рекламный плакат, в котором проявили себя многие известные мастера. Рекламный плакат, сочетая в себе искусство и коммерцию, стал важным элементом городской культуры и визуального искусства.
Таким образом, эволюция графического искусства отражает разнообразие и богатство культурных и технологических изменений, происходивших на протяжении веков. От решения монументальных задач до создания изящных