В историческом зале «Центра Искусств. Москва» открыта выставка, посвящённая батальной и исторической живописи XIX века. Экспозиция объединила произведения художников из России, Германии, Англии и Франции, чьи полотна отражают важнейшие вехи военной истории, в том числе события Отечественной войны 1812 года и заграничные походы русской армии. Коллекция представлена работами, ранее принадлежавшими императорским дворцам и частным коллекциям российских монархов.
Среди авторов - такие признанные мастера, как В. П. и А. В. Виллевальде, Людвиг Эльсхольц, Адольф Шарлемань, Отто Густав Шварц, Джордж Доу, Карл Фридрих Шульц, Генрих фон Майр, Н. Е. Сверчков, Жорж Беккер, А. П. Швабе, Н. С. Самокиш и А. И. Гебенс. Их полотна стали визуальными хрониками переломных моментов российской истории, воссоздавая сцены сражений, парадов и дипломатических миссий с исторической точностью и живописной выразительностью.
Одним из самых заметных произведений экспозиции стал парадный «Портрет Александра I», написанный в 1826 году английским художником Джорджем Доу. Этот образ, в котором Александр предстает как «Император-Триумфатор», был создан вскоре после победы над Наполеоном. Интересно, что портрет когда-то украшал Новый дворец в Баден-Бадене, принадлежащий княжескому дому Бадена, и теперь вновь открыт для взгляда публики.
Не менее примечательна и работа Адольфа Шарлеманя - «Александр I диктует требование о сдаче Парижа», написанная в 1877 году. Сцена на картине отсылает к важному моменту заключительного этапа Наполеоновских войн. Весной 1814 года, по воспоминаниям генерала Александра Михайловского-Данилевского, Александр I остановился в замке под Парижем, откуда направил французскому офицеру Пейру требование о капитуляции. Император подчеркивал, что ведёт войну против Наполеона, а не против французского народа. Переговоры о мирном вступлении в город были доверены Михаилу Орлову. Эта сцена и запечатлена на картине: мы видим Александра I в окружении своих ближайших соратников - Орлова, графа Шувалова, Нессельроде и самого Михайловского-Данилевского.
История этой работы интересна не только своим содержанием. Автор картины происходил из семьи художников, тесно связанных с российским императорским двором. Его дед, Жан-Батист Шарлемань-Боде, был приглашён в Россию Екатериной II. Сам Адольф Шарлемань удостоился почётного звания художника Его Императорского Величества, что позволяет предположить: полотно поступило в собрание Романовых и, возможно, ранее находилось в Зимнем дворце. Сегодня картина вновь обретает зрителя в стенах «Центра Искусств. Москва».
Особое внимание на выставке уделено работам Богдана Виллевальде - художника, чьё имя тесно связано с развитием батального жанра в России. Родившийся в Павловске в семье выходца из Баварии, он учился у Карла Брюллова и Александра Зауервейда, а в дальнейшем сам обучал новое поколение баталистов в Императорской Академии художеств. Его учениками стали такие известные художники, как Н. Г. Шильдер, А. И. Шарлемань и Н. С. Самокиш. Виллевальде был не только педагогом, но и официальным живописцем императорской семьи, создавая работы по их заказу.
Выставка предлагает уникальную возможность увидеть мир глазами художников XIX века, для которых история была не набором дат, а живым процессом, полным драматизма, героизма и человеческих судеб.

![Сообщество Mos-Holidays.ru в Одноклассниках]](https://mos-holidays.ru/wp-content/themes/holidays-7.4-php/images/soc5.png)