На «Винзаводе» в галерее Fine Art открылась выставка исландского художника Рейнара Формана - Monstera.
Креативные предпочтения исландца сформировались под воздействием творчества успешного американского художника граффити и неоэкспрессионизма Ж.-М. Баскии, писателя, коллекционера, художника и вообще довольно известной в США личности Э. Уорхолла, мастера фигуративной живописи и художника-экспрессиониста из Великобритании Ф. Бэкона. Помимо мастодонтов от живописи, в генерировании абсурдно-сюрреалистического художественного мышления молодого художника свою роль сыграли фотоснимки, фильмы и комиксы из прошлого столетия, научно-фантастическая и фэнтезийная бульварная литература.
Именно из подобных работ автор, по его словам, использует различные образы для создания своих парадоксальных историй, наполненных оксюмороном и сюром. Самым свежим примером может послужить возникшая под впечатлением от американской эротики для домохозяек его новая серия работ «Чулки в клеточку».
Любимый цвет художника провокационный розовый. По мнению исландца, именно этот цвет достаточно агрессивен и способен вывести зрителя из комфортной зоны. Любимая манера – экспрессивная, с использованием самых неожиданных сочетаний цвета и цветовых оттенков.
Любимым направлением художника в живописи является фигуративизм. Данный жанр возник в Англии как антипод абстракционизму. Термин означает буквально следующее: художник пишет картины, изображает конкретные объекты (не абстракционист) и не принадлежит к какому-либо четко обозначенному жанру. Другими словами, под фигуративной живописью понимается живопись, в которой упор сделан на изображения фигур людей или животных. На сегодняшний день это форма актуального в современном мире искусства. При этом зачастую в работах таких художников могут содержаться сюрреалистичные или даже концептуальные элементы. В 21 веке фигуративизм чаще противопоставляется уже не абстракционизму, а различным концептуальным течениям.
Картины Формана частенько рассказывают диковинно-абсурдные истории, а необычайное цветовое комбинирование с изумительным метафоричным стилем делают его работы поразительно атмосферными.
Возьмем его «Модного пришельца»: девушка инопланетного происхождения в кислотно-зеленом скафандре и темных очках нарисована рядом с кинокамерой, а исландский астронавт изображен в виде героя комикса в малиновом скафандре и с «пушкой» в руках. Вполне очевидно, что для многих жителей столицы станет шоком подобное изображение Валентины Терешковой, которая была первой женщиной, совершившей полет в космос, но художник ее видит именно так – рядом с исландским астронавтом Бьярни Триггвасоном… Часть его работ изображает стиральные машины, заправки и продуктовые автоматы, кинокамеры и раритетные автомобили, которые живут своей собственной и довольно загадочной жизнью, прямо как одушевленные механизмы из романов Кинга.
Творчество исландца вызывает самые разноречивые чувства. Одних приводит в замешательство и шокирует, у других вызывает непонимание и раздражение, а третьи при просмотре полотен ищут ассоциации. Кого-то они смешат, а кого-то заставляют задуматься, но равнодушных на этой выставке увидеть невозможно.