Гостиницы Москвы — 101Hotels.com
Реклама на сайте

Выставка «Энергопоезда Мосэнерго»

38
Выставка «Энергопоезда Мосэнерго»

фото с сайта mos.ru

  • Когда: 08.05.2024 - 22.09.2024
  • Время: 10:00-18:00
  • Стоимость: взрослые - 75 руб., дети - 450 руб.

В разгар Великой Отечественной войны, когда Красная армия перешла в контрнаступление, началась невидимая битва за возрождение освобожденных территорий. Ключевым оружием в этой борьбе стали уникальные энергопоезда – передвижные электростанции на железнодорожных платформах.

28 ноября 1942 года Народный комиссариат электростанций СССР поручил Мосэнерго амбициозную задачу: создать мобильные источники энергии из демонтированного оборудования. Эта идея стала настоящим прорывом в деле восстановления разрушенной инфраструктуры.

Проектно-конструкторское бюро Мосэнерго взялось за разработку этих инженерных чудес. Энергопоезда мощностью от 500 до 1500 кВт могли обеспечить жизненно важные потребности городов. Сердцем такой передвижной электростанции становился паровоз, обычно серии ФД. Турбогенератор и конденсатор размещались на отдельных платформах, а распределительное устройство и помещения для персонала – в крытых вагонах.

Рекордные сроки сборки – от двух до четырех недель – делали энергопоезда незаменимыми в условиях военного времени. Они значительно опережали восстановление стационарных электростанций.

Процесс создания энергопоезда был настоящим произведением инженерного искусства. После тщательных замеров оборудования, демонтированного в Калуге, Ярославле и других городах, проектировалась его установка на платформы. Готовый состав отправлялся к месту назначения, неся с собой свет и надежду разрушенным городам.

Энергия этих железных героев использовалась для освещения, водоснабжения, откачки воды из затопленных шахт и проведения восстановительных работ. При необходимости увеличения мощности рядом возводилась отдельная котельная.

Руководство проектом было возложено на отдел капитального строительства Управления Мосэнерго. О.Н. Давыдовский, начальник отдела, полностью посвятил себя этой важнейшей миссии. Народный комиссариат путей сообщения выделил три паровоза с Пермской железной дороги, внося свой вклад в общее дело.

Фрунзенская ТЭЦ (ныне ТЭЦ-12 ПАО «Мосэнерго») стала колыбелью энергопоездов. Здесь в начале 1943 года был создан специальный цех, где собирались эти удивительные машины. Первенец этого производства, оснащенный 750-киловаттной установкой из Ярославля, отправился в Сталинград уже 15 февраля.

ТЭЦ-9 также внесла свой вклад, создав два энергопоезда мощностью 500 и 1500 кВт. Эти мобильные электростанции обеспечивали энергией госпитали в прифронтовой полосе, спасая жизни и поддерживая боевой дух.

После войны энергопоезда нашли новое применение. Они освещали Чукотку, заменяли и усиливали стационарные электростанции по всему Советскому Союзу. К 1946 году спрос на эти чудо-машины вырос настолько, что был создан Государственный трест передвижных электростанций.

Энергопоезда стали символом возрождения и технического прогресса, демонстрируя силу инженерной мысли и несгибаемый дух советского народа в преодолении послевоенных трудностей.

Место проведения: Государственный музей обороны Москвы

Адрес

Москва, Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, д. 3

Станция метро

Ломоносовский Проспект

Показать на карте

Отзывы

Оставить свой отзыв