Любому москвичу хорошо известно большое помпезное здание на Большой Сухаревской площади, внешне напоминающее дворец или дворянскую усадьбу. Это Институт им. Склифосовского – одно из наиболее известных и уважаемых медицинских учреждений столицы.
Но далеко не все знают историю этой больницы, а она, между тем, действительно богата и любопытна. Все началось более двухсот лет назад, когда на этом месте был открыт Странноприимный дом – заведение, в котором давали приют и оказывали медицинскую помощь самым бедным и обездоленным.
Описание
Здание Странноприимного дома выполнено в стиле классицизма. Его первоначальный проект принадлежал русском архитектору Е. Назарову, но завершал его итальянский мастер Д. Кваренги, до этого построивший несколько известных зданий в Санкт-Петербурге и Петергофе. Именно его доработки придали сооружению помпезность и монументальность.
В плане сооружение имеет полукруглую форму, которая образует большой парадный двор перед входом. В его центре находится купол небольшой Троицкой церкви, перед ней расположен полукруглый портик с двойной дорической колоннадой. Кроме того, в середине и торце каждого крыла также имеются портики, украшенные колоннами.
Парадный фасад дома декорирован лепниной, в его нишах установлены фигуры четырех евангелистов. На фасаде можно увидеть масонские символы – граф Шереметев был видным членом российской ложи.
Кваренги поработал и над внутренним убранством Странноприимного дома. Для отделки интерьеров Троицкой церкви и Белого зала использовались мрамор и уральский камень. До наших дней дошли роскошные люстры, мраморные лестницы и колонны, украшающие внутренние помещения. В оформлении интерьеров принимал участие известный художник того времени Д. Скотти.
Предполагается, что на росписи Троицкой церкви можно найти портрет Прасковьи Жемчуговой и ее сына. Они изображены в виде херувимов.
Строительство
Граф Николай Шереметев был богатейшим человеком своего времени. Он владел огромными земельными наделами, многомиллионным состоянием и сотнями тысяч крестьянских душ.
Граф считался покровителем искусств, меценатом и большим любителей музыки. У него был собственный крепостной театр, где актеров обучали сценическому мастерству и иностранным языкам.
Бурный роман графа и его крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой стал легендой еще при их жизни. Однако одно дело любовь, и совсем другое – условности и сословные предрассудки. Женитьба графа на крепостной была немыслимым делом для того времени.
Только в 1801 г., получив разрешение Александра I, 55-летний Шереметев повел свою 33-летнюю избранницу к алтарю. А уже в 1803 г., после тяжелых родов, Прасковья умерла.
Создать странноприимный дом, в котором увечные, нищие и бездомные могли получать убежище, питание и лечение Жемчугова уговорила Шереметьева задолго до свадьбы. Они вместе выбрали место для строительства, и участвовали в церемонии его начала.
Первоначально проект здания разрабатывал Е. Назаров – крепостной архитектор Шереметева. В нем планировали разместить больницу на 50 пациентов, богадельню на 100 человек и приют для 25 девочек-сирот.
После смерти Жемчуговой намерения графа изменились – он захотел превратить здание в настоящий памятник своей супруге. Поэтому для окончания проекта был приглашен итальянец Кваренги, хорошо знавший лично и Жемчугову, и Шереметева. Граф повелел ему сделать из больницы настоящий «Дворец милосердия».
Задача оказалась не из легких – Кваренги нужно было вносить изменения в практически законченное здание. Он добавил перед центральным входом полуротонду с двойной колоннадой, которая сразу изменила облик сооружения. Также по его идее были пристроены портики в средних частях и торцах крыльев фасада.
Кваренги изменил оформление интерьера, добавив в него больше изысканной роскоши.
Граф полтора года не дожил до открытия своей больницы – он умер в начале 1809 г. Современники по достоинству оценили деятельность Шереметева, дав ему уважительное прозвище «граф Милосердов».
В Москве и до Шереметевской больницы существовали благотворительные учреждения, в которых лечили и содержали нищих. Однако проект графа значительно превосходил их по масштабу.
На строительство было потрачено около 3 млн. рублей – гигантская по тем временам сумма. Шереметев завещал выделять еще 500 тыс. рублей ежегодно на содержание больницы. Ее попечителями стали потомки графа.
История
Первыми пациентами и постояльцами Странноприимного дома стали пожилые горожане – бывшие чиновники, офицеры, священники.
Во время войны 1812 г. в этих стенах лечили сначала русских, а потом французских раненых. В музее больницы хранится история болезни князя Багратиона. Дом серьезно пострадал от пожара и грабежей, его пришлось восстанавливать несколько лет.
Позже здесь поправляли здоровье русские воины, получившие увечья в Крымской и русско-турецкой войнах. Еще больше солдат и офицеров прошло через Шереметевскую больницу в период Первой мировой войны.
В XIX веке Шереметевская больница считалась одной из лучших и передовых в Москве, здесь активно внедряли медицинские новации. В 1884 г. лечебница стала главной клинической базой медицинского факультета Московского университета.
После революции больницу национализировали. Новые власти делали все, чтобы стереть память о Шереметевых – с фасадов убрали их родовые гербы, изменили название учреждения. Троицкая церковь была закрыта, иконостас – разобран, а прекрасные росписи храма просто забелили.
В 1919 г. учреждение перепрофилировали в городскую больницу, позже в ней открыли станцию скорой помощи. В 1923 г. ей присвоили имя выдающегося российского медика Николая Склифосовского. В 1927 г. здесь была организована неотложная помощь с выездом к пациентам на дом.
Во время войны в больнице действовал военный госпиталь.
В 60-е годы за зданием Странноприимного дома был выстроен новый корпус в типичном для этого времени стиле. Это решение сильно исказило историческую панораму.
В 1996 г. российские власти предложили ЮНЕСКО внести здание больницы в список Всемирного наследия.
В 1986 г. в здании Странноприимного дома открылся медицинский музей, который в 1991 г. получил статус Научно-исследовательского центра.
В нулевые годы началась реконструкция Шереметевской больницы. Реставраторам удалось практически полностью восстановить росписи больничного храма, а также его иконостас. По старым фотографиям и эскизам были воссозданы скульптуры, двери, фонари. Работы продолжались более шести лет – с 2000 по 2006 г.