Во дворце царя Алексея Михайловича в «Коломенском», открылась выставка
Создание православных икон художницей из Японии - действительно удивительная история. Ведь иконопись - это не просто техника, а, как принято считать, и акт веры. Однако Хироко Кодзуки своим примером показывает, что путь к духовному искусству может быть разным. Для нее икона - не только художественный объект, но и способ внутреннего роста, источник вдохновения и способ соприкосновения с чем-то большим. Находясь в православных храмах, она ощущает умиротворение и силу, а сама иконопись становится для нее формой молитвы и медитации.
фото Пресс-службы музея-заповедника «Коломенское»
Личное путешествие к святыне
Хироко Кодзуки - искусствовед по образованию и супруга бывшего посла Японии в России. За годы жизни в нашей стране она открыла для себя православную культуру и прониклась её глубиной. Сначала объектом её профессионального интереса было средневековое французское искусство, но оказавшись в России, художница не осталась равнодушной к иконописи. Первое сильное впечатление она получила, оказавшись в Троице-Сергиевой лавре - один только вид монастыря вызвал у неё трепет и ощущение святости.
«В советский период большое количество икон было утрачено, уничтожено и продано в другие страны. Однако простые люди продолжали хранить их дома и молиться. Такая, на первый взгляд, парадоксальная ситуация вызывала желание больше узнать о религии и искусстве русских людей. И именно поэтому я начала писать иконы», — вспоминает Хироко Кодзуки.
Первую икону, образ архангела Михаила, Хироко создала после знакомства с иконописцем Сергеем Тарасяном. Позже её художественный путь продолжился под наставничеством Елены Антоновой, члена Союза художников России. За более чем два десятилетия работы художница сформировала собственный стиль, в котором каноническая строгость сочетается с эстетикой японской традиции. Сегодня её иконы можно увидеть в монастырях и храмах по всей России.
фото Пресс-службы музея-заповедника «Коломенское»
Особое место в её сердце занимает творчество Андрея Рублёва. Его «Троица» вдохновила Хироко на создание собственной версии этой иконы, представленной на выставке. «Я всегда хотела написать образ Святой Троицы, вдохновляясь самой совершенной и изящной иконой всех времен. Это напоминает мне пленительную финальную сцену моего любимого фильма Андрея Тарковского “Андрей Рублев”, когда черно-белая картинка вдруг сменяется цветной и появляется полноэкранное изображение иконы “Троица”», — рассказывает Хироко Кодзуки.
Тонкая грань между мирами
Если не знать автора, вряд ли можно догадаться, что эти иконы созданы японкой. Лишь при внимательном взгляде проявляются детали: особая цветовая палитра, изящество линий, напоминающее традиционные японские гравюры. Несмотря на строгое следование византийским и русским канонам, в работах ощущается нечто иное - возможно, отголосок буддийского взгляда на мир, ощущение тишины и внутренней сосредоточенности.
Хироко родилась в Японии, где буддизм и синтоизм составляют основу религиозной традиции. Однако благодаря культурной открытости своей страны она смогла с искренним интересом обратиться к христианству. Она отмечает как Рождество, так и японский Новый год, молится перед иконами и верит в ангела-хранителя.
фото Пресс-службы музея-заповедника «Коломенское»
Взгляд сквозь века
Экспозиция во дворце царя Алексея Михайловича объединяет 23 работы Хироко Кодзуки и 10 памятников русской иконописи XVII–XIX столетий из собрания музея. Такой подход позволяет одновременно увидеть истоки вдохновения художницы и почувствовать, как перекликаются художественные миры разных эпох и культур. По замыслу кураторов, выставка становится пространством диалога и взаимного уважения, где канон - это не граница, а мост между традициями.
фото Пресс-службы музея-заповедника «Коломенское»
Среди представленных икон: «Святая Троица», «Рождество», «Благовещение», «Преображение», «Вознесение», «Спас Нерукотворный», образы Богородицы (в том числе «Казанская» и «Взыграние Младенца»), Святителя Николая, Архангела Михаила и «Чудо Георгия о Змии». Работы сопровождаются подробными экспликациями, включающими комментарии самой художницы, а также исторические справки о религиозных традициях Японии, включая христианство. Атмосферу дополняют фотографии из путешествий Хироко по российским монастырям.
Выставка занимает три камерных зала, в которых создаётся особое ощущение уединённого мира - вне времени, языков и границ, где искусство говорит на языке, понятном каждому.
Экспозиция «Сокровища божественного мира: японские иконы Хироко Кодзуки» будет открыта для посетителей до 26 октября. Билеты можно приобрести онлайн через платформу