В Москве более 11 тыс. памятников культуры, архитектуры, истории и монументального искусства. Среди них есть красивые и не очень, известные на весь мир и практически неведомые широкой общественности. Имеются в российской столице и очень странные памятники, глядя на которые трудно понять, что хотел сказать их автор.
Типичный пример такого далекого от людей искусства – скульптурная композиция, которую ошибочно называют «Дельтапланеризм». Она расположена около станции метро «Ясенево», в одноименном районе столицы.
Скульптурная композиция около метро «Ясенево» состоит из двух частей. Они установлены у противоположных выходов из метро. Во многих источниках авторство этой композиции ошибочно приписывают Г. Францеву. На самом деле, их создатель – известный российский скульптор А.Н. Бурганов.
Непонятно, откуда вообще взялось странное название «Дельтапланеризм». На самом деле, одна из композиций именуется «Материнство», а вторая – «Полет». Последняя более известна, так как имеет причудливый облик.
Памятники создавались вместе со станцией метро и были открыты в 1990 г. Сегодня «Полет» и «Материнство» – уже местные достопримечательности.
Композиция «Полет» представляет собой две парящие фигуры – отца и сына. Они закреплены на двух металлических арках, которые покоятся на четырех опорах. Говорят, что раньше их дополняли ветви деревьев, но этот элемент давно утрачен. Главная особенность скульптур – способ их фиксации. Обе они насажены на гигантский штырь, что создает весьма неприятные ассоциации.
Композиция «Материнство» расположена напротив «Полета». Она представляет собой женскую фигуру, вписанную в металлическую арку. По бокам арки находятся решетки и непонятные развевающиеся флаги или полотна.
В центре фигуры расположен квадрат с маленьким ребенком внутри. Его окружают вьющиеся растительные побеги. Квадрат с малышом делит женщину на две половины: сверху находится голова и ладони, снизу – ноги. Подобное художественное решения также кажется весьма неоднозначным.
«Полет» и «Материнство» должны были вместе символизировать здоровую, крепкую семью и объединяться темой гуманистического отношения человека к природе. Так, по крайней мере, задумывал их скульптор. Но при установке мать, почему-то, разместили спиной к отцу.
Народное признание
Народ не понял высоких идей, которые хотел высказать автор композиции, но по достоинству оценил оригинальный внешний вид скульптур.
Из-за способа крепления фигур на «мужском» памятнике он получил прозвище «Шаурма для каннибала». Ось, на которую посажены фигуры, действительно напоминает огромный и зловещий вертел.
Скульптуру «Материнство» жители района называют «женщина с телевизором».
В целом, местные отзываются о скульптурах негативно, хотя и давно привыкли к ним. Одна девушка призналась, что в детстве фигуры сильно пугали ее. Тогда ей казалось, что мужчину и ребенка проткнули и им очень больно.
Несмотря на такой негатив, скульптуры хорошо известны жителям Ясенево. Встречи здесь нередко назначают «у шаурмы».