Куда сходить в Москве
Реклама на сайте

Какую станцию метро в Москве построили первой?

54

Фото станции метро «Сокольники»

Современную Москву невозможно представить без метрополитена. Сегодня это настоящий город под землей, со своими правилами, особым ритмом, историей и даже легендами. 15 мая 1939 г. для пассажиров открылись тринадцать первых станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская», «Дзержинская», «Охотный Ряд», «Библиотека им. Ленина», «Дворец Советов», «Парк культуры», «Улица Коминтерна», «Арбатская» и «Смоленская».

Они заработали одновременно, поэтому сказать, какая станция столичного метро была первой, проблематично. Традиционно ею считаются «Сокольники», с которой и началось строительство метро в Москве. Именно отсюда отправился первый в истории столичной подземки поезд с пассажирами.

Расположение и описание

«Сокольники» находятся на «красной» линии московского метро, между остановками «Красносельская» и «Преображенская площадь». Это практически центр города – отсюда до Кремля и Красной площади меньше пяти километров.

Станция расположена на Сокольнической площади, на стыке улиц Стромынка и Русаковская. Рядом находится одноименный парк и Олимпийский центр им. братьев Знаменских. Выполненный в виде арки наземный вестибюль имеет два выхода.

«Сокольники» относятся к станциям мелкого залегания, ее глубина – всего девять метров. Она имеет платформу островного типа с тремя пролетами. На ней установлены два ряда квадратных колонн, по 23 штуки в каждом, их шаг – 7 метров.

Проектом занимались известные советские архитекторы Таранов и Быкова. В 1937 г. на парижской Международной выставке их работа была удостоена Гран-при.

Код «Сокольников» – 004. В 2002 г. пассажиропоток на станции составлял: по входу – 50 тыс. человек, по выходу – более 52 тыс. человек. Интервал прибытия поездов – примерно 1 минута. Время открытия 5.30, закрытия – 1.00.

Внутренний дизайн и оформление

На момент начала строительства московского метро в СССР не было художников или архитекторов, имевших опыт работы с подземными сооружениями такого масштаба. Поэтому стиль оформления искали методом проб и ошибок. Подземки других стран не могли служить примером, поскольку вообще не имели художественной ценности и использовались исключительно для утилитарной цели перевозки пассажиров.

Руководство Страны Советов пошло другим путем. Метрополитен решили превратить в еще один символ достижений государства рабочих и крестьян. Строительство проходило под лозунгом «Создадим дворец для народа!», поэтому оформление первых станций московской подземки отличается торжественностью и монументальностью. Это сталинский ампир в чистом виде.

К работе были привлечены лучшие архитекторы страны. Для отделки платформ и наземных вестибюлей не жалели дорогих материалов: мрамора, гранита, бронзы. Интерьеры украшались оригинальным светильниками, мозаиками и живописью. «Сокольники» не стали исключением из этого правила, ее величественный вид до сих пор вызывает восторги у гостей столицы.

В отделке вестибюля станции использован мрамор и белый марблит. Его пилоты украшены барельефом работы Петра Митковицера. А перед входом в вестибюль пассажиров встречали скульптуры дискобола и волейболистки. Позже их убрали и восстановили только в 2018 году. Перекрытие вестибюля украшено уникальным витражом, который также был восстановлен во время реконструкции станции в 2018 году.

В 2021 г. «Сокольники» планируют соединить переходом с Большой кольцевой линией. Вероятно, пересадку придется организовывать через торцевые лестницы, потому что станция имеет статус памятника архитектуры и менять ее облик нельзя.

Платформа также богато украшена. Сейчас на полу уложен серый и черный гранит, хотя сразу после открытия он имел асфальтовое покрытие. Центральные колонны отделаны серо-голубым мрамором, а стены турникетного зала – белым. Путевые стены покрыты желтой керамической плиткой, их цоколи – черным марблитом.

Станцию освещают люстры шарообразной формы, расположенные между колоннами. Кроме того, небольшие светильники размещены в перекрытиях боковых нефов.

История строительства

Первым идею создания метрополитена в Москве предложил инженер Василий Титов еще в 1857 г. Но понимания она у современников не нашла. Категорически против выступила православная церковь – священники заявили, что негоже добрым христианам добровольно спускаться в преисподнюю.

Действительно реальный проект московского метро появился на полвека позже – в 1897 г.. Однако ни он, ни другие аналогичные предложения реализованы так и не были. Хотя, в то время собственные подземки имели Лондон, Нью-Йорк, Чикаго и Будапешт. К идее постройки метро вернулась уже новая власть в середине 20-х годов, когда стало очевидно, что наземный транспорт не справляется с возросшим пассажиропотоком.

В конце 1931 г. началось непосредственное строительство – около улицы Русаковской рабочие приступили к рытью первого котлована. Именно здесь через несколько лет появилась станция «Сокольники». Этот участок считался опытным, но уже через несколько месяцев строительство метрополитена закипело сразу на всей первой линии.

Сразу же встал вопрос глубины туннелей. Первоначально ее планировали сделать небольшой, но быстро выяснилось, что в таком случае придется перекопать половину Москвы. Проблему рассматривали на уровне ЦК. После долгих споров остановились на концепции глубокого метрополитена. Точку в дискуссии, как было принято в те годы, поставил лично товарищ Сталин.

Работы шли тяжело: не хватало опыта, геология московских грунтов оказалась очень сложной. Людям приходилось трудиться по десять часов в день, зачастую по пояс в ледяной воде, много метростроевцев погибло из-за оползней и обвалов.

Первоначально метро хотели запустить к праздничной дате – 7 ноября 1934 г.. Однако к этому сроку не успели изготовить эскалаторы. Только 4 февраля по Сокольнической линии прошел тестовый поезд.

15 мая 1935 г. в метро подали электричество, а через несколько минут из депо выехал первый поезд. В 7.00 составы начали движение по графику. Билет тогда стоил 50 копеек, первый из них (№ А00001) был куплен в кассе станции «Сокольники» рабочим завода «Красный пролетарий» Петром Латышевым.

Отзывы

Оставить свой отзыв

Мы в соц. сетях