В Музее им. А. Рублева открыта интересная экспозиция, рассказывающая об истории отечественной иконописи «Русская иконопись XVII – начала XX века».
Музей расположен в живописном месте столицы на территории Спасо-Андроникова монастыря. Сам монастырь был основан в середине 14 века тогдашним митрополитом Алексием. Свое имя монастырская обитель получила в честь первого игумена – Андроника. Именно Спасо-Андроников монастырь стал домом для Андрея Рублева. Здесь он жил, работал, скончался и здесь же в монастыре был захоронен. К сожалению, место точного захоронения неизвестно.
Семнадцатый век для православной церкви России стал переломным. В результате раскольничества, отечественные иконописцы предали забвению понимание истинной сущности иконы и занялись религиозной живописью. Данная экспозиция музея позволяет полностью проследить как проходил этот процесс.
В одном из залов можно подробно ознакомиться с иконописными работами больших размеров, которые имеют клейма с изображениями евангельских сюжетов. Эти сюжеты, размещенные возле главного иконописного образа, разъясняют его основную мысль. Такие иконы принято делить на несколько видов: иконы с житием, иконы Воскресения Христова, иконы Святой Троицы в Бытии и иконы-сказания. В другом зале предлагается отследить пути преобразования наследия Оружейной палаты в 18 веке. В это время на русскую иконопись практически полностью распространяется стиль барокко с его театральностью, необычностью и даже излишеством. В образах просматривается неестественность поз, нестандартная жестикуляция и сентиментальность.
Впервые в экспозиции нашла свое место редкая икона середины XVI века «Спас Нерукотворный», происходящая из Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Огромный храмовый образ отличает от других небезынтересная сюжетность. Более того, «Спас Нерукотворный» считается одним из ранних образцов в древнерусском искусстве изображения текста самого Сказания. Центральное место в композиции отведено Нерукотворному образу Христа и сцене, в которой оплакивают распятого Спасителя. По задумке иконописца, данные образы означают победу Христа над смертью. «Нерукотворный образ» рассматривается церковными главами в ипостаси первой и главной иконы, созданной самим Христом. Исследователи считают родиной происхождения иконы – поволжский Ярославль.
Отдельно на этаже экспонируется один из самых обширных иконостасных комплексов середины XVII столетия, происходящий из Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Иконы из иконостаса давно уже входят в музейную экспозицию, но из-за недостатка площадей, связанных с реконструкцией здания, невозможно было увидеть его полностью. Сегодня у посетителей появилась редкая возможность не только рассмотреть все иконописные образы, написанные художниками Москвы и Ярославля в период между 1663 и 1670 годов, с близкого расстояния, но и по достоинству оценить мастерство создателей.
Четвертый зал демонстрирует творчество иконописцев XIX века, которое ранее не было представлено в постоянной экспозиции музея.