Благовещенский собор на протяжении веков был в Московском кремле домовой церковью для представителей великокняжеской, а позднее царской семьи, став свидетелем важнейших событий отечественной истории.
Начало истории: первый деревянный храм
История Благовещенского собора берет свое начало в конце XIV века. Первый деревянный храм был воздвигнут в 1397 году по повелению князя Василия I, сына прославленного Дмитрия Донского. Расположенный у самого входа в княжеский дворец, собор получил характерное название «храм Благовещения на сенях», что подчеркивало его особое положение в архитектурном ансамбле княжеской резиденции.
Росписью первого храма занимались выдающиеся мастера своего времени. Среди приглашенных иконописцев исторические источники называют имена легендарного Андрея Рублева, знаменитого Феофана Грека и мастера Прохора из Городца. Это свидетельствует о том особом значении, которое придавалось оформлению княжеской домовой церкви.
Каменное строительство XV века
Спустя столетие после возведения первого деревянного храма было принято решение о его кардинальной перестройке. Старое здание снесли, и на том же месте началось возведение каменного собора. Интересно, что для выполнения этой ответственной работы были привлечены не итальянские архитекторы, которые уже активно работали в Московском Кремле, а отечественные мастера – Мышкин и Кривцов.
Храм в честь Благовещения Богородицы возводили, как свидетельствуют летописи, псковские мастера в течение пяти лет. Строительство началось в 1484 году и завершилось в 1489 году. Перед зодчими стояла непростая задача: новый собор должен был органично вписаться в уже сложившийся архитектурный ансамбль, созданный итальянскими специалистами.
Роспись и убранство храма
Художественное оформление каменного собора производилось по приказу князя Василия III. Работы включали не только создание настенной росписи, но и изготовление драгоценных серебряных и золотых окладов для икон. Ведущим мастером по росписи стал знаменитый иконописец Федор Едикеев, который блестяще справился с поставленной задачей.
Одной из самых примечательных особенностей внутреннего убранства собора стало изображение древнегреческих философов в настенной росписи. Среди персонажей можно легко узнать таких знаменитых мыслителей античности, как Плутарх, Птолемей, Зенон, Аристотель, Платон, Фукидид и Сократ. В руках у них изображены свитки с изречениями, по духу близкими к христианским.
Появление великих греков на стенах православного храма до сих пор вызывает дискуссии среди исследователей. Одни ученые считают это новаторским приемом мастера, другие видят в этом дань традициям первых русских митрополитов греческого происхождения, стремившихся подчеркнуть преемственность между античной мудростью и христианским учением.
Архитектурные особенности и убранство
При строительстве каменного Благовещенского собора Василий III не жалел средств на его украшение. Это хорошо видно по дорогостоящей церковной живописи, драгоценным окладам икон и позолоченным главкам. Даже полы в соборе были выложены из благородных материалов – мрамора, яшмы и агата, что подчеркивало величие и значимость храма.
Первоначально собор венчали три главы - центральная и две над восточными углами храма. Во второй половине XVI в. на сводах галерей были устроены четыре придела со своими главами и добавлены еще две главы на основном объеме. В итоге собор стал девятиглавым и приобрел пирамидальное завершение, создавая неповторимый силуэт в панораме Кремля.
Эпоха Ивана Грозного
Благовещенский собор пользовался особой любовью российских государей. После Василия III храм перешел к его сыну Ивану Грозному, который продолжал опекать и заботиться о соборе. В 1547 году храм серьезно пострадал от сильного пожара, характерного для того времени. Хотя каменное здание не сгорело полностью, повреждения оказались значительными.
Иван Грозный распорядился полностью обновить роспись в соборе. Кроме того, при нем была построена крытая галерея в левой части храма и установлен образ Благовещения, привезенный из одного из новгородских монастырей.
С Благовещенским собором связана и мистическая история последних дней жизни Ивана Грозного. По преданию, царь, выходя из храма, заметил в небе необычную комету в форме креста и воспринял это небесное явление как знак приближающейся кончины. Вскоре после этого он действительно умер.
Золотой крест и наполеоновские времена
Сын Ивана Грозного, царь Федор Иоаннович, был очарован видом пылающих на солнце куполов собора и пожелал увенчать храм золотым крестом. Крест был успешно отлит и стал известен далеко за пределами России.
Во время Отечественной войны 1812 года этим драгоценным крестом очень хотел завладеть Наполеон. Однако по иронии судьбы французы по ошибке захватили похожий крест с колокольни Ивана Великого, который был всего лишь позолоченным, а не изготовленным из чистого золота.
Кремлевские куранты: начало истории
Интересный исторический факт связывает Благовещенский собор с историей знаменитых кремлевских курантов. В начале XV века монах и мастер Лазарь Сербин создал уникальный экземпляр механических часов с боем. Эти часы были размещены на башне великокняжеского дворца и стоили огромные по тем временам деньги. По сути, это был первый вариант общественных городских часов в Москве.
Позднее куранты, изготовленные русскими мастерами Жданом и Шумило, появились и на Спасской башне, положив начало традиции кремлевского времени.
Испытания XX века
В годы революции Благовещенский собор пострадал во время артиллерийского обстрела Кремля. Особенно серьезные повреждения получило знаменитое крыльцо, на котором когда-то Иван Грозный наблюдал зловещую комету. В советский период Благовещенский собор был закрыт для богослужений и превращен в музей.
Современное состояние
В настоящее время Благовещенский собор функционирует как музейная экспозиция в составе Музеев Московского Кремля. Ежедневно (кроме четверга), с 10 до 17 часов (с 15.05—30.09) или 9:30 до 16.30(с 1.10— 14.05) посетители могут познакомиться с уникальными фресками, иконостасом и другими сокровищами древнерусского искусства.
Богослужения в соборе проводятся крайне редко, в основном по особым церковным праздникам. Храм сохраняет статус действующего, но его основная функция сегодня – просветительская и музейная.
Архитектурное и историческое значение
Благовещенский собор представляет собой выдающийся памятник древнерусской архитектуры конца XV века. Его значение выходит далеко за рамки обычного храма – это символ непрерывности российской государственности, свидетель важнейших исторических событий.
Собор демонстрирует высокий уровень мастерства отечественных зодчих, сумевших создать уникальное произведение, органично вписавшееся в ансамбль Соборной площади Кремля. Девятиглавое завершение храма, его пропорции и декоративное убранство стали образцом для многих последующих церковных построек.
Сегодня Благовещенский собор остается одним из главных объектов культурного наследия России, привлекающим тысячи посетителей из разных стран мира. Его стены хранят память о великих правителях и значимых событиях российской истории, а уникальные фрески и иконы представляют бесценную сокровищницу древнерусского искусства.