Куда сходить в Москве
Реклама на сайте

20 самых красивых и необычных павильонов ВДНХ: архитектурные шедевры выставки

357

Фото 20 самых красивых и необычных павильонов ВДНХ: архитектурных шедевров выставки

Адрес:

ВДНХ - Москва, пр-т Мира, д. 119

Станция метро:

Выставочный Центр, ВДНХ

Строить ВДНХ начали еще в 1939 году. Участие в реализации проекта приняли лучшие архитекторы страны. Прошли десятилетия, и многие здания комплекса получили гордый статус объектов культурного наследия, а сама выставка стала достопримечательностью России. Предлагаем оценить красоту самых изысканных и необычных павильонов этого места.

«Центральный»: главный во всем

Год постройки: 1954

Архитектор: Г. Щуко

Стиль: сталинский ампир

Центральный павильон ВДНХ строили дважды. Возведенное в 1939 году деревянное здание уже через 15 лет перестало соответствовать стилю композиции выставки и было снесено. На его месте появилось трехэтажное сооружение, признанное доминантой площади. Оно украшено шпилем и имеет высоту в 97 метров.

Своей архитектурной задумкой павильон напоминает центральную башню Главного Адмиралтейства в Петербурге. Здание украшено медальонами с изображениями гербов советских республик. Примечательно, что внутри постройки находится бункер, защищающий от атомных атак. Ранее в рамках экскурсий в убежище допускались посетители. Сейчас попасть туда не представляется возможным.

«Народное образование»: от кавказских мотивов до роботов

Годы постройки: 1951—1954

Архитектор: С. Полупанов

Стиль: сталинский ампир

Павильон входит в ансамбль площади Дружбы народов и напоминает советские постройки в Сочи. Первоначально он назывался «Северный Кавказ». Здание возвышается на стилобате, имеет П-образную форму. Главный фасад дополнен изящной выделяющейся колоннадой с лепным орнаментом растительной тематики. Сверху конструкция увенчана аркадой.

К «Народному образованию» пристроены кафе и не использующийся сегодня по назначению зимний сад. Рядом стоят вазы, являющиеся образцом техники каслинского литья. До 1990-х годов они украшали пространство перед утраченным павильоном «Профтехобразование». В разные годы здание занимали музей СССР, представительство Грузии, Дом бабочек. Сейчас в залах размещена «Робостанция».

«Юные натуралисты»: все лучшее – детям

Годы постройки: 1952—1954

Архитекторы: Н. Гришин, Г. Витухин и другие

Стиль: сталинский ампир

Здание представляет собой два остекленных круглых флигеля с куполом посередине. Главный фасад украшен декоративной галереей из высоких колонн. Павильон выполнен молодыми архитекторами, которые громко заявили о себе, создав одну и самых ярких и необычных построек на ВДНХ.

Семь залов здания передали в распоряжение юным животноводам, техникам и садоводам, чтобы те изучали науку. Сегодня интерьеры интересны сохранившимися с 1950-х годов барельефами и лепниной на потолке.

«Юные техники»: долгая дорога в сказку

Годы постройки: 1949—1954

Архитектор: В. Жаров

Стиль: сталинский ампир

Современный вид павильон, который первоначально назывался «Торф», приобрел в 1950-е годы. Название определило особенности отделки здания, в его архитектуре зазвучали парковые мотивы. Доминанта фасада – портик, состоящий из четырех колонн. Их капители украшены лепными элементами.

Дополняет вид композиция, напоминающая герб СССР, но с серпами вместо колосьев и красной звездой на месте Северного полюса земного шара. На оконных рамах – растительный орнамент, на деревянных дверях – изящная резьба. Ранее в стенах постройки работала экспозиция, посвященная торфу и его добыче, затем выставка школьного творчества. Сейчас здесь открыт Театр сказок.

«Республика Беларусь»: удачный синтез скульптуры, архитектуры и живописи

Год постройки: 1954

Архитектор: Г. Захаров

Стиль: сталинский ампир

Визитная карточка этой величественной постройки – возвышающаяся над ее крышей скульптура «Родина-мать». Облицованная золотистой смальтой фигура девушки со снопом в руках создана белорусским мастером А. Бембелем. Сам павильон имеет классический вид, но помпезности и монументальности ему придают два ряда колонн. Они украшены ярким орнаментом, представляющим собой гирлянды из плодов.

Колонны являются «обрамлением» внутреннего дворика, ведущего ко входу в здание. Внутри помещение разделено на два зала. Интерьеры интересны сохранившимися с момента постройки скульптурами, хрустальными люстрами, мозаичным полом и кессонированными потолками с лепниной.

«Транспорт»: гармония ар-деко и ампира

Годы постройки: 1937—1954

Архитекторы: М. Шнейдер, П. Ревякин и другие

Стиль: сталинский ампир и ар-деко

Возведение павильона стартовало в 1937 году. Для фасада авторы выбрали стиль ар-деко, украсили его резьбой с цветочными узорами. После войны здание подверглось масштабной реконструкции. В облике «Транспорта», который тогда назывался «Земледелием», появились элементы ампира.

Именно в это время построили выразительный портик, признанный объектом культурного наследия. Он состоит из изящных колонн, которые символизируют тянущиеся к солнцу растения. Рядом установлены скульптуры, вазы. Внутри портика обустроена лоджия, сверху – акротерий с изображением снопов, молота и серпа.

«Космос»: самый технологичный

Годы постройки: 1938—1954

Архитекторы: В. Андреев, И. Таранов и другие

Стиль: сталинский ампир

Изначально павильон напоминал эллинг-ангар, который походил на дебаркадер Киевского вокзала в Москве. Он выделялся лестницами-галереями, аркадами. Первое время в его стенах проходили выставки машин сельскохозяйственного назначения. Современный вид здание получило в ходе реконструкции в 1954 году. Именно тогда оно обрело эффектный стеклянный купол.

Историческое оформление фасада и главного входа не сохранилось. Центральную группу, фриз с лепниной, барельефами и медальонами восстанавливали в 2016 году по фотографиям и документам. В тот же период воссоздали основные украшения интерьера павильона: панно из золотой смальты и люстру из рубинового стекла. С 2018 года в здании открыт центр «Космонавтика и авиация».

«Табак»: затейливый и изысканный

Год постройки: 1954

Архитектор: В. Кондратьев

Стиль: готика, восточный, русское зодчество

Павильон выделяется на фоне других зданий ВДНХ своей необычной архитектурой. Он напоминает беседку, оформленную в восточном стиле. Постройка имеет форму неправильного восьмиугольника. По периметру она окружена галереей из изящных колонн. Средний ярус фасада состоит из декоративных кокошников и ложных окон. Крыша представляет собой купол со шпилем.

Здание отделано кафелем зеленого, желтого и кирпичного оттенков и украшено изображениями табака. Павильон признан объектом культурного наследия, имеющим федеральное значение. Его смело можно назвать самым ярким и  оригинальным на территории выставки.

«Переработка продукции сельского хозяйства»: от промышленности до искусства

Год постройки: 1954

Архитекторы: П. Ревякин, Ю. Шевердяев

Стиль: сталинский ампир, советский модернизм

Павильон, который мы видим сегодня, состоит из двух возведенных в разные годы частей. Большая часть здания появилась в послевоенное время. Постройка в духе сталинского ампира имеет квадратную форму, колонны и огромные панорамные окна. В 1970-х годах к ней добавили два флигеля в стиле советского модернизма. Они выступают относительно фасада и образуют дворик.

Первые выставки, размещенные в стенах павильона, рассказывали посетителям о водном хозяйстве, осушении и улучшении земель для выращивания различных культур и их последующей переработки. С 2017 года здесь открыт Музей кино с научным центром, залами для просмотра видео, мемориальным кабинетом С. Эйзенштейна.

«Кролиководство»: строгий и веселый одновременно

Годы постройки: 1952—1954

Архитекторы: А. Зайцев, И. Телятников

Стиль: сталинская архитектура

Роскошный белоснежный павильон напоминает старинный особняк эпохи Возрождения. Он стоит на небольшом стилобате и окружен колоннами, соединенными архитравом. За ними находится площадка, ведущая к центральному входу. Рядом с дверью имеются ниши, в которых установлены скульптуры, представляющие собой девушек с кроликами в руках.

За симметрию здания отвечают боковые арки. Через них хорошо видны газоны и кустарники. Величественная постройка не лишена юмора. Декоративный фриз открывает взгляду забавные картины из жизни ушастых зверьков, разведению которых был посвящен павильон. В оформлении фасада также использованы растительные композиции.

«Мясная промышленность»: брутальный снаружи, шикарный внутри

Годы постройки: 1951—1954

Архитекторы: В. Лисицын, С. Чернобай

Стиль: сталинский ампир

Павильон отличается возвышающейся центральной частью с портиком и колоннами перед главным входом. К двери ведут широкие гранитные ступени. На крыше здания размещена скульптурная композиция «Боец с быком», созданная Н. Конгисером. Остекление фасада смотрится эффектно благодаря изящному металлическому декору. Оштукатуренные стены украшены масштабными лепными картушами.

Внутри постройка выглядит не менее ярко. Уже при входе взору открывается панно «Стада на пастбище», купольный холл и парадная лестница. В залах второго этажа установлена мебель из орехового дерева, фонтан. В отделке также использованы керамические мозаики, искусственный мрамор. За освещение отвечают старинные подвесные люстры.

«Земледелие»: под контролем главы СССР

Годы постройки: 1952—1954

Архитектор: А. Таций, Н. Иващенко и другие

Стиль: сталинский ампир

Изначально здание посвящалось Украине, ее достижениям, культуре, промышленности. Это был крупнейший на ВДНХ республиканский павильон. За созданием его проекта Н. Хрущев следил лично. Строение получило прямоугольную форму. Облицованный гранитом и керамикой фасад украшен лепниной с изображениями колосьев, барельефами.

Над основной крышей возвышается башня со шпилем, на карнизе установлены женские фигуры с лавровыми венками в руках. Входная арка оформлена майоликой и витражами. Интерьеры дополнены росписью, отделаны мрамором. С 1964 года в здании размещалась экспозиция, посвященная земледелию, затем его стены занял «Центр славянской письменности».

«Зерно»: в духе кремлевской башни

Годы постройки: 1938—1954

Архитектор: Д. Чечулин

Стиль: сталинская архитектура

В отличие от многих других павильонов, которые возводили из дерева, «Зерно» сразу же построили капитально, с использованием стали, мрамора, керамики. В середине прошлого столетия в рамках реконструкции здание получило башню со шпилем и звездой. Преобразование  сделало его легким, заметным и позволило войти в тройку наиболее высоких зданий на ВДНХ.

Парадный вход украшает лепнина. Эффектно смотрится остекление, сохранившееся с момента постройки. Внутри павильона выделяются расписанные плафоны, колонны с капителями и витражи с изображениями злаков и овощей.

«Потребительская кооперация»: образец неоклассицизма

Годы постройки: 1952—1954

Архитекторы: П. Штеллер, В. Лебедев

Стиль: сталинский ампир, неоклассицизм

Отличительная особенность павильона – полукруглый вогнутый фасад с колоннадой. Фриз украшен русскими национальными орнаментами. Снаружи здание выглядит торжественно и величественно.

Над постройкой возвышается застекленный бельведер с декором в виде золотого венка и ажурных узоров. Изнутри он отделан лепниной и смотрится как прозрачный купол, улучшающий естественное освещение. В остальном интерьеры скромны и просты. До 1990-х годов в павильоне размещалась экспозиция, рассказывающая о функционировании в России потребительской кооперации, росте товарооборота, развитии магазинов, закупках продукции.

«Центрсоюз»: от ампира к модернизму и обратно

Годы постройки: 1952—1953

Архитекторы: Р. Кликс, Б. Виленский

Стиль: ар-деко, ампир

Здание находится неподалеку от центральной площади Выставки и привлекает внимание белоснежным цветом. Впечатляюще выглядит центральная часть павильона с башней-шатром, украшенной кокошниками и завершающейся золотым шпилем. На крыше также размещены фигуры колхозницы и рабочего. Скульптуры символизируют единство трудящихся, их неразрывную связь и общность целей.

Изначально постройку украшали картуши, барельефы с изображениями простых людей, лепнина в виде завитков, цветочных гирлянд. Но в угоду актуальному в 1960-х годах модернизму началась борьба с архитектурными излишествами, декор был снят. В 2019 году стартовала масштабная реставрация, в рамках которой павильону вернут былое великолепие.

«Охрана природы»: история ядерного реактора

Год постройки: 1954

Архитекторы: Г. Луцкий, Л. Луповок

Стиль: ар-деко

Павильон – гордость Липовой аллеи выставки. Здание имеет форму прямоугольника с возвышающейся средней частью. Этот 16-метровый центральный объем щедро декорирован. Он отделан гранеными блоками из темного стекла, которые ярко выделяются на фоне соседних белых стен. Еще большую помпезность постройке придают облицованный смальтой портал и карниз, украшенный орнаментами, обелисками и кокошниками.

Боковые части «Охраны природы» выглядят скромнее. На них размещены лепные элементы. Внимания заслуживает задний фасад с лоджией-портиком, состоящей из колонн с орнаментом. В оформлении интерьера использованы светлые тона. Особенно выразителен витражный потолок в вводном зале. Сегодня здесь функционирует балетная школа, но ранее в павильоне стоял действующий ядерный реактор, и все желающие могли видеть его работу.

«Оптика»: рассказ о северной столице

Год постройки: 1937—1954

Архитекторы: Е. Левинсон, И. Вильнер

Стиль: ар-деко

Условно павильон можно разделить на три части. Центральная состоит из двух ярусов, каждый из которых дополнен колоннадой. На самом верху – обелиск-медальон с пальмовыми ветвями, знаменами и изображением советского герба. Две боковые зоны уступают главной по высоте и обнесены открытыми галереями. Вход выполнен в виде триумфальной арки.

Фасады декорированы лепниной в виде роз, снопов, лент. Именно так в 1940-х годах оформляли многие здания в Ленинграде. Любовь авторов проекта к городу на Неве доказывает также дворик за павильоном. Установленный здесь бассейн со скульптурой «Мальчик с рыбой» напоминает панорамы Петергофа или Летнего сада.

«Культура»: национальный узбекский дом

Годы постройки: 1952—1954

Архитектор: С. Полупанов

Стиль: сталинский ампир, узбекское зодчество

Изначально павильон посвящался культуре и промышленности Узбекской ССР, а потому здание получило декор с национальными мотивами и имеет архитектуру, которая характерна для домов этой азиатской республики. Доминантой композиции является высокая ротонда с тонкими колоннами. Рядом с ней расположились фонтаны, выпускающие ввысь мощные струи.

Сам П-образный павильон стоит на стилобате. Перед входом обустроен дворик, к которому ведет широкая лестница. Фасады украшены лепниной с советской символикой, растительными орнаментами, большинство из которых представляют собой коробочки хлопка.

«Армения»: маленькая крепость

Годы постройки: 1952—1954

Архитекторы: Р. Кликс, В. Таушканов

Стиль: сталинская архитектура

Здание находится на площади Дружбы Народов и выделяется высоким изящным портиком, состоящим из шести колонн. На каждой из них – барельефы, на которых изображены люди разных профессий. Завершается павильон композицией в виде рогов изобилия и снопа.

Изначально в залах постройки размещалась экспозиция, посвященная Сибири, а потому оформление боковых фасадов рассказывает о богатом животном и растительном мире региона. В целом, павильон походит на небольшую крепость. Эффект усиливают напоминающие бойницы стоки и рустовка отдельных частей фасада.

«Атомная энергия»: самый красивый МФЦ

Годы постройки: 1952—1954

Архитекторы: Р. Бегунц, С. Никулин

Стиль: сталинский ампир

Центральная часть павильона получила шестиколонный портик, завершающийся композицией из знамен, герба и рогов изобилия. С двух сторон от главного фасада размещены небольшие ротонды, которые используются как балконы второго этажа. Крышу дополняют скульптуры колхозницы и тракториста.

Карнизы, фризы декорированы лепниной с изображениями колосьев, подсолнухов, свеклы. Внутри здание разделено на залы и украшено панно и полуколоннами. В стенах павильона с 2018 года действует центр государственных услуг, ставший, наверно, самым красивым и необычным МФЦ в России.

ВДНХ – это не только шедевры архитектуры. Здесь много живописных аллей, зеленых зон, скульптур и фонтанов, кафе. В парке проходят выставки, фестивали, мастер-классы, праздники, конгрессы, работают музеи. Территория комплекса – прекрасное место для отдыха и прогулок.

Отзывы

Оставить свой отзыв

Мы в соц. сетях