В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка, посвящённая эволюции садового искусства Европы и России – «Зелёные дворцы. Пять веков регулярного парка». Экспозиция охватывает период с эпохи Возрождения до наших дней и даёт возможность заглянуть в мир регулярных парков, где порядок, симметрия и гармония становятся главными принципами.
В основе выставки – чертежи, архитектурные планы, а также театральные эскизы, гравюры и три сотни фотографий, сделанных во время исследовательских поездок по историческим садам разных стран. Автор проекта – искусствовед и специалист по парковому искусству Борис Соколов, профессор РГГУ. Его цель – показать не только, как создавались регулярные парки, но и как они влияют на современные ландшафтные решения.
Что ждёт посетителей?
Выставка распределена по девяти тематическим залам. Например, зал «Сад и космос» рассказывает о взаимосвязи природных и архитектурных форм: инсталляция художницы Наны Абдрашитовой показывает, как строение раковины находит отражение в планировке целого парка.
Два зала – «Кипарисы Юга» и «Тюльпаны Севера» – посвящены пышной зелени и цветущим ландшафтам Италии, Испании и Португалии, а также строго упорядоченным, геометрически выверенным паркам Нидерландов и Дании.
Отдельное внимание уделено Версалю – его масштабным панорамам, спрятанным уголкам-боскетам и мастерски выполненным фонтанам. Один из ключевых сюжетов – история противостояния Короля-Солнце Людовика XIV и министра финансов Никола Фуке. Их «садовая дуэль» привела к созданию двух знаковых парков Франции – Во-ле-Виконт и Версаля.
Соколов особенно тепло отзывается о маньеристских садах, знаменитых своими скульптурами: среди них «Парк Чудовищ» в Бомарцо, Апеннинский Колосс на Вилле ди Пратолино, работы Микеланджело в Садах Боболи, а также загадочная «Зелёная женщина» в Хелигане. Вспоминается и Вилла Скарцуола, построенная в XX веке дизайнером Томазо Буцци. Она объединяет средневековые руины францисканского монастыря с архитектурными фантазиями, вдохновлёнными знаменитым ренессансным романом «Гипнэротомахия Полифила».
Ещё один зал посвящён взаимному влиянию европейских парков разных эпох. Так, Большой каскад замка Сен-Клу во Франции вдохновил создателей Большого каскада в Петергофе, а ландшафтные принципы Версаля нашли отражение в парках Королевского дворца в Казерте.
Главный экспонат выставки
Ключевой объект выставки – издание «Гипнэротомахии Полифила», напечатанное в 1499 году в Венеции. Эта книга, наполненная загадочными иллюстрациями, оказала сильное влияние на садово-парковое искусство, вдохновляя архитекторов и дизайнеров того времени. В тексте описаны воображаемые ландшафты – сады из стекла, водные лабиринты и остров Кифера, мотивы которых отразились в итальянских ренессансных садах и даже в Версале.
Заинтересованные посетители смогут увидеть редкий экземпляр этого легендарного издания, привезённый из коллекции Российской Государственной библиотеки. В течение четырёх месяцев один из оригиналов будет представлен в «Царицыне». Любопытный факт – куратор выставки Борис Соколов с 1997 года занимается переводом этого произведения на русский язык.
Продолжение традиций: сады вчера, сегодня, завтра
Выставка продолжает цикл садово-паркового искусства, инициированный музеем «Царицыно». В 2017 году здесь проходила «Садовый спектакль» – первая в России экспозиция, посвящённая пейзажным садам XVIII века. В 2019 году посетители могли познакомиться с выставкой «Сады Серебряного века», рассказывающей о парках эпохи модерна и символизма.
Кроме того, начиная с 2018 года, музей-заповедник каждое лето становится площадкой для Фестиваля исторических садов. В 2025 году, в рамках V Триеннале текстильного искусства, на территории парка появятся арт-объекты, выполненные в технике ткачества.
Выставка продлится несколько месяцев, чтобы у всех любителей садово-паркового искусства было достаточно времени погрузиться в истории старинных садов и исследовать их влияние на современный ландшафтный дизайн.
Такой проект – настоящая находка для тех, кто интересуется архитектурой, историей и искусством. «Зелёные дворцы» предлагают взглянуть на сады не просто как на зелёные уголки отдыха, а как на отражение культурных традиций и философских идей, формировавших нашу историю.