Выставка «Святая Троица. Иконы XVI – начала XX века из частных собраний» в «Центре Искусств. Москва» предлагает зрителям редкую возможность проследить, как образ Троицы трансформировался в русской иконографии на протяжении четырёх столетий - от XVI до начала XX века. Все представленные иконы поступили из частных коллекций и ранее не выставлялись широкой публике.
Представленные на выставке иконы были созданы в разных регионах нашей страны: от Москвы и Костромских земель до Пскова, Ветки, Холуя, Ярославля, Романова-Борисоглебска и других центров иконописи. Каждый из этих регионов вносил в образ Святой Троицы свои особенности - как в композиции, так и в колористике, что особенно заметно в сопроводительных описаниях к каждой иконе.
В числе самых ранних произведений - икона «Святая Троица (Гостеприимство Авраама)», созданная московским мастером в конце XVI – начале XVII века. Её монументальный формат, изысканные серебряные и эмалевые венцы и высокий уровень исполнения предполагают, что она была жертвенным вкладом в монастырь или собор. Вытянутые фигуры ангелов и сдержанная цветовая палитра, построенная на нюансах близких тонов, перекликаются с традициями эпохи Бориса Годунова и напоминают иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря.
Особое внимание привлекает редкий образ «Троица Новозаветная», написанный в 1770-х годах в Выге. Икона изображает Святую Троицу: Христа в зрелом возрасте, Бога Отца - Саваофа - в образе седовласого старца и Святого Духа в виде голубя между ними. Композиция дополнена символами четырёх евангелистов, однако их трактовка отличается от канонической и указывает на старообрядческое происхождение. Это придаёт иконе не только художественную, но и богословскую ценность, отражая апокалиптический взгляд, сложившийся ещё в конце XV века. Подобные композиции известны также под названиями «Сопрестолие» или «Отечество».
Некоторые иконы дополнительно украшены ювелирными окладами. Один из таких - изготовленный между 1899 и 1903 годами оклад к иконе из Холуя. Его автор, Пётр Егорович Филиппов, крестьянин из Тульской губернии, торговавший своими изделиями в Санкт-Петербурге. Его работы отличались высоким качеством исполнения и вниманием к деталям.
Каждое из произведений экспозиции не просто иллюстрирует развитие иконографии Святой Троицы, но и рассказывает о людях, эпохах и верованиях, стоящих за этими образами. Это не только художественная, но и культурно-историческая панорама, которая позволит посетителям глубже понять духовные смыслы, вложенные в эти иконы.

![Сообщество Mos-Holidays.ru в Одноклассниках]](https://mos-holidays.ru/wp-content/themes/holidays-7.4-php/images/soc5.png)