На выставке «Шедевры, которых нет в музеях» в «Центре искусств. Москва» собраны произведения, чья ценность сопоставима с экспонатами крупнейших музейных собраний, но которые до сих пор оставались вне открытого доступа - в частных коллекциях.
Многие из работ, представленных на выставке, ранее находились в частных коллекциях и принадлежали выдающимся историческим личностям. Среди них - произведения из коллекции Великой княгини Ольги Александровны, а также портреты членов императорской семьи, что придает экспозиции особый исторический контекст.
Одним из самых обсуждаемых произведений стал внушительный холст Франца Рубо «Николай II и Великий князь Владимир Александрович» (1896–1905). Картина захватывает момент из жизни царского двора: на ней изображён последний российский император в сопровождении своего дяди и кавалерии Собственного Его Императорского Величества Конвоя.
Не менее интересной стала часть экспозиции, посвящённая Товариществу передвижных художественных выставок. Здесь можно увидеть редкое авторское повторение работы Михаила Клодта «На пашне» - той самой, что открывала первую выставку передвижников. Эта версия картины ранее хранилась в частной коллекции, и теперь у зрителей есть возможность рассмотреть её вблизи.
Особое внимание привлекает и монументальное повторение полотна Василия Поленова «Кто из вас без греха?» (также известного как «Христос и грешница»). Оригинал когда-то был приобретён Александром III и теперь хранится в Русском музее. А представленная на выставке авторская версия позволяет по-новому взглянуть на творческую манеру Поленова.
Любители русского пейзажа также не останутся равнодушными: в экспозиции представлены работы Ивана Шишкина, включая знаковую «Девушку в сосновом бору» (1889), а также пейзаж Исаака Левитана «Под вечер» (1889). Последняя картина особенно интересна тем, как художник сочетает реалистичную манеру изображения с элементами импрессионизма, добавляя в природный мотив образ храма.
Эта выставка - редкий шанс увидеть произведения, которые десятилетиями находились вне публичного пространства и по своему значению ничуть не уступающие музейным жемчужинам.