Осенью 2025 года Государственный исторический музей представит выставку под названием «Николай I. Последний рыцарь империи», приуроченную к 200-летнему юбилею вступления Николая I на российский престол.
Образ Николая I вызывает немало споров — кто-то считает его «рыцарем самодержавия», подчеркивая верность идеалам порядка и строгую дисциплину, другие же вспоминают о жесткости, репрессиях и называют его не иначе как деспотом. Впрочем, эти противоречия только подогревают интерес к личности императора, чья фигура остается заметной на фоне российской истории XIX века.
Николай Павлович официально занял трон 14 декабря 1825 года, на следующий день после подписания манифеста о вступлении на престол. Однако путь к власти оказался драматичным: в день присяги вспыхнуло декабристское восстание — попытка части офицеров изменить политический строй. Подавив мятеж, 29-летний Николай стал императором, и с этого момента начался один из самых непростых периодов российской истории.
Как рассказали в пресс-службе музея, экспозиция позволит взглянуть на Николая I с разных сторон: как на правителя, политика, участника культурной жизни и главу императорской семьи. В залах музея можно будет увидеть документы, редкие издания, монеты, личные вещи и уникальные художественные произведения, связанные с его детством, браком, службой до восшествия на престол, а также с первым кризисом его царствования.
Среди особо интересных экспонатов — авторский рисунок самого Николая I и картина его любимого художника Адольфа Ладюрнера, на которой запечатлены события рокового утра 14 декабря. Эти материалы практически неизвестны широкой публике и будут представлены впервые.
Выставка прослеживает путь Николая I от детских лет до начала 1830-х годов, периода, когда он, будучи «тайным» наследником, столкнулся с суровой реальностью власти. Также будут показаны этапы его дальнейшего правления — неоднозначного, вызывавшего как одобрение, так и резкую критику.
Проект обещает стать глубоким исследованием эпохи, в которой жил и правил Николай I, и, возможно, поможет по-новому взглянуть на фигуру императора, чья тень до сих пор отбрасывается на страницы российской истории.