Экспозиция открывает завесу тайны над мастерством украшения фарфора, керамики и стекла с использованием кобальта, одного из старейших пигментов. Кобальтовый оттенок, пронизывающий глубину материалов своими синими вариациями, захватывает взор и выделяет изысканность предметов, подчеркивая их высокое место в анналах декоративно-прикладного искусства.
Само слово «кобальт» берёт начало от легендарного горного духа – Кобольда, который, согласно древнегерманским легендам, обитал в недрах земли. Этот серебристый металл с лёгким синеватым или розоватым отливом является основой для создания минеральных красок. В своём первозданном виде кобальт имеет серо-чёрный цвет, но при обжиге при температуре от 1200 до 1400°С он раскрывает всю палитру синих оттенков. Этот пигмент идеально подходит для подглазурной росписи, окрашивания тонкой керамики и глазурей, а также для создания надглазурных красок различных оттенков.
На выставке представлено более 250 экспонатов, демонстрирующих многообразие способов использования кобальтового красителя с XV по XX век. Первый раздел выставки посвящён фарфору и стеклу XVII- XX веков. В Европе интерес к фарфору с кобальтовой росписью зародился в конце XVI благодаря ввозу из Китая, где такие изделия были популярны ещё со времён династии Тан (618-907 гг.). Мейсенская фарфоровая мануфактура, первая в Европе, основанная в 1710 году, уже на заре своего существования начала эксперименты с синими подглазурными красками. Севрская фарфоровая мануфактура славилась своими кобальтовыми фонами, а сочетание фарфора и кобальта стало визитной карточкой Императорского фарфорового завода и гжельских производств. В конце XVIII века благодаря экспериментам М.В. Ломоносова в России начали производить кобальтовое стекло различных оттенков. В XIX веке кобальт активно использовался для создания фонов, которые украшались множеством способов: от золочения по глазури до росписи золотом и техники pâte-sur-pâte. К концу столетия в моду входит полихромная подглазурная живопись по фарфору, в области которой первенство принадлежало Копенгагенской королевской мануфактуре. В XX веке мастера из Европы и России, используя всё разнообразие кобальтовых оттенков, создавали произведения, отражающие их уникальное мастерство и индивидуальность.
Второй раздел выставки знакомит посетителей с применением кобальта в керамических изделиях с пятнадцатого по начало двадцатого века, раскрывая широкий спектр керамических типов – от каменной массы до майолики и опака – и показывая разнообразие кобальтовой росписи в восточных, европейских и русских традициях.