Выставка «Картины ускользающего мира. Золотой век японской графики» посвящена искусству укиё-э — жанру, который стал визитной карточкой японской культуры периода Эдо (XVII – первая половина XIX века). Название жанра — «укиё-э» — в переводе означает «изображения изменчивого мира» и отсылает к философии дзэн-буддизма, где ценится мимолётность жизни и умение видеть красоту в каждом мгновении.
Яркие гравюры эпохи Эдо погружают зрителя в повседневную жизнь японских городов того времени. На них — элегантные гейши, харизматичные актёры театра кабуки, сцены уличной суеты, цветущие деревья и птицы в полёте. Эти изображения украшали дома, служили рекламными афишами, а иногда — своеобразными путеводителями по «весёлым кварталам» Эдо — городского центра, который со временем стал Токио.
XVIII век принёс Эдо невероятный рост: население города превысило миллион человек, и по масштабам он обогнал многие европейские столицы. Этот подъём дал импульс развитию искусства, литературы и театра, став площадкой для появления выдающихся мастеров ксилографии. Работы Кацусики Хокусая, Андо Хиросигэ, Утагавы Кунисады и Китагава Утамаро до сих пор восхищают зрителей по всему миру.
На выставке можно увидеть 63 оригинальные ксилографии, в том числе работы из знаменитых серий: «36 видов Фудзи» Хокусая, «53 станции Токайдо» Хиросигэ, «Альбом птиц и цветов» Коно Байрэя и «Комические виды знаменитых мест в Эдо» Утагавы Хирокагэ. Каждый экспонат сопровождается подробной информацией, раскрывающей особенности жанра, технику исполнения и культурный контекст.
Заснеженные склоны Фудзи, тонкие линии, передающие лёгкость лепестков сакуры, выразительные лица актёров и воинов — это не просто эстетика старой Японии, но и отражение духа времени, в котором художники стремились уловить и сохранить ускользающую красоту мира вокруг.