В честь 225-летия со дня рождения Карла Брюллова Государственная Третьяковская галерея приглашает погрузиться в мир его живописи и взглянуть на творчество художника через необычную культурную призму - понятие «гений места».
Карл Брюллов - имя, которое давно стало частью истории русского искусства. Уже при жизни его называли «великим», а его картины вдохновляли таких литературных гениев, как Александр Пушкин и Николай Гоголь. Не остались в стороне и выдающиеся критики - Виссарион Белинский и Владимир Стасов писали о нём с особым вниманием. О жизни и творческом пути Брюллова за более чем два века сказано немало, но новая выставка предлагает свежий взгляд на его наследие.
Центральная идея экспозиции строится вокруг концепции genius loci — латинского выражения, означающего «дух места». Это понятие давно заняло своё место в культурологии, а в XXI веке стало по-настоящему популярным благодаря книгам, телепрограммам, развитию туристических маршрутов. Оно помогает понять, как определённая атмосфера и характер города могут повлиять на человека - и особенно на художника.
Кураторы выставки предлагают зрителям проследить, как три города, Рим, Москва и Санкт-Петербург, оставили свой след в жизни и творчестве Брюллова. Рим, с его античным наследием и южным светом, стал для художника первой школой зрелого мастерства. В Москве он впитывал традиции и эстетику старой Руси, а Петербург с его европейским лоском и строгой архитектурой стал ареной признания и успеха. Каждый из этих городов по-своему сформировал взгляд художника на мир, и каждый оставил в нём что-то своё — неповторимое и живое.
Выставка предлагает не просто увидеть знаменитые полотна Брюллова, но и почувствовать, как пространство вокруг - улицы, здания, климат, могло повлиять на выбор тем, цветовую гамму и настроение его работ. Это не просто биография в картинах, а попытка проследить внутреннюю географию его вдохновения.
Проект будет интересен как тем, кто знаком с творчеством Брюллова, так и тем, кто только открывает для себя этого художника. Он предлагает взглянуть на искусство как на путешествие - не только во времени, но и в пространстве.